Вчера министр юстиции Юрий Чайка рассказал журналистам, как будет выглядеть новая модель его ведомства. «Дела с реформированием обстоят прекрасно, – оптимистично заявил вчера журналистам Юрий Чайка. – У нас все готово». По его словам, новая модель министерства будет отстроена сразу же, после того как будут приняты поправки в закон о правительстве.
Напомним, что тотальная перестройка кабинета министров пока так и не «докатилась» до силовых министерств, подчиненных непосредственно президенту. И, хотя ориентировочно вторая очередь реформирования должна была начаться в последней декаде апреля, процесс так и не вступил в завершающую стадию – стадию утверждения соответствующих положений о министерствах, службах и агентствах. Как дал понять вчера Чайка, реформирование его ведомства начнется сразу после вступления в силу обновленного Закона «О правительстве РФ», уже прошедшего первое чтение.
Согласно новой редакции Закона «О правительстве», президент и правительство получают право произвольно перераспределять функции федеральных органов власти – еще до внесения соответствующих изменений в законы.
Но поскольку сроки этих самых изменений не регламентированы, новые «правила игры» как минимум избавляют президента и правительство от авральной технической корректировки огромного блока правовых актов. И как максимум позволяют практически не коррелировать реформу силовых структур с действующим законодательством.
В принципе основные параметры новой модели Министерства юстиции уже известны. «В системе юстиции будут находиться три в значительной степени самостоятельные службы, которые будут заниматься непосредственно правоприменительной практикой», – напомнил министр. Он подчеркнул, что новая структура предполагает иной уровень ответственности министерского начальства: «Уровень ответственности руководителей новых служб и агентства будет несколько иной, соответственно будут иными и функции у самого министерства. Если раньше ответственность в основном лежала на министре и где-то она расплывалась, то теперь конкретно определено – кто за что отвечает». Кто и за что будет отвечать персонально, станет известно после того, как указом президента будет утверждена структура нового министерства. И, соответственно, произойдут новые кадровые назначения.
Можно предположить, что в двух из трех «в значительной степени самостоятельных служб» – нынешние Главное управление исполнения наказаний и Служба судебных приставов – произойдет в основном формально-структурная перестройка. А вот Федеральную службу регистрации, к которой перейдет не только часть функций Министерства юстиции, но и бывшего Минпечати (в области регистрации СМИ), – предстоит создавать на основе нескольких департаментов. Предполагается, что в службе будет действовать семь управлений. Причем одно из них будет заниматься сразу и политическими партиями, и общественными и религиозными объединениями, и СМИ. Второе – регистрацией прав на недвижимость, третье – арбитражными управляющими, четвертое – нотариусами и адвокатами, пятое – регистрацией нормативных актов субъектов и муниципальных образований.
Кроме того, под «крышей» новообразованного Агентства экспертных исследований (нынешнее Управление судебно-экспертных учреждений) могут оказаться судебные эксперты, пока еще работающие в различных ведомствах – Минздраве, МВД, Минобороны. Проект реорганизации государственных судмедэкспертных учреждений в единую службу, по данным источников «НГ» в Министерстве юстиции, был подготовлен по поручению президента еще в прошлом году и вполне естественно ложится в общее русло текущей административной реформы. Ведь не стоит забывать, что решения «третьей» – то есть судебной – власти порой напрямую зависят от выводов экспертов, и «единоначалие» в этой области более чем актуально.