Вчера было объявлено о создании комитета, который будет бороться за освобождение из-под стражи Михаила Ходорковского и справедливый суд над бизнесменом. «Никакие государственные интересы не могут оправдать злоупотребления правосудием для борьбы с политическими оппонентами», – говорится в заявлении, обнародованном известными учеными и деятелями культуры. Свою подпись под заявлением поставили 12 человек: актеры Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова, Сергей Юрский, писатели Борис Стругацкий, Даниил Гранин, Фазиль Искандер, Людмила Улицкая, академики Михаил Гаспаров, Виталий Гинзбург и Юрий Рыжов, «прораб перестройки» Александр Яковлев.
Как рассказал «НГ» один из инициаторов создания комитета, председатель правления общества «Мемориал» Арсений Рогинский, движение в защиту Ходорковского существует уже примерно месяц: «Рабочее название комитета «За справедливость по делу Михаила Ходорковского». Мы представляем собой группу граждан, продвигающих идею общественного контроля за ситуацией».
Все обвинения против Ходорковского, по мнению участников движения, должны быть рассмотрены в гласном и открытом судебном процессе. «Я считаю: то, что его держат под стражей, это какое-то жуткое, жестокое надругательство над правами, – пояснила «НГ» свою позицию Лия Ахеджакова. – Сначала Ходорковского, потом кого-то еще, а потом и до моих близких, а может, и до меня доберутся, если я что-нибудь сделаю или скажу не то. Я готова подписать любую бумагу, чтобы его освободить из-под стражи, даже считаю для себя честью, что ко мне обращаются по подобным вопросам. Я готова поучаствовать в борьбе с несправедливостью явной – а нет сомнений в том, что это несправедливость и даже подлость, причем сотворенная в обход законов».
Схожим образом прокомментировал «НГ» свои действия Борис Стругацкий: «В создании комитета я участия не принимал – просто подписал письмо, которое принес адвокат Ходорковского Шмидт. Я его прочитал, полностью согласился с содержанием и подписал. Суть заявления сводится к тому, что необходимо до суда выпустить Ходорковского на свободу, не держать под стражей человека, вина которого еще не доказана и не является фатальной – он никого не убил, не изнасиловал и угрозы для общества не представляет. Поэтому такой человек, конечно, должен дожидаться суда на свободе. Я разделяю эту точку зрения».