Село без помощи власти не может решить многих проблем. И признания этого факта не нужно бояться. Все дело в том, как и чем помогать. Сегодня, когда разрабатывается федеральный закон о сельскохозяйственном развитии, необходимо очень четко определить это «как и чем» и узаконить отношения власти и сельхозпроизводителей. Крестьяне должны быть уверены в помощи власти, но и знать пределы этой помощи. А иначе появляется иждивенчество. Мы саратовским хлебопашцам еще в начале года заявили, когда и чем сможем помочь: продажа дизельного топлива на льготных условиях, подготовка семян, обеспечение удобрениями, программа страхования посевов. Но одной из главных проблем остается – добиться того, чтобы общие усилия привели не просто к хорошему урожаю, а к реальной экономической выгоде для тех, кто работает на земле. В решении этой проблемы ведущую роль должны играть органы власти. И примеры эффективной работы в этом направлении есть.
Проведенная нынешней весной зерновая интервенция, осуществленная по инициативе президента, не только решила проблему сезонного роста цен на зерно, а следовательно, и на хлеб, который для большей части россиян является одним из основных продуктов питания. Интервенция показала, что у государства есть реальные механизмы компенсации издержек не полностью еще сформировавшейся рыночной экономики. Власть может и должна определять и формировать «правила игры» на зерновом рынке, так как это связано с обеспечением продовольственной безопасности страны. В этом процессе должны участвовать власти всех уровней, как центральная, так и региональная. Сразу же после начала роста цен мы собрали в областном правительстве всех тех, кто связан с зерновым рынком, поговорили по душам и поставили точки над «i». Бизнесмены ждали этого разговора и были готовы к тому, чтобы договориться о правилах игры на хлебном рынке, понимая последствия резкого скачка цен. В результате удалось сдержать стремительный рост цен на хлеб в Саратове, а власть смогла выполнить свою функцию и согласовать интересы бизнеса и населения.
Но упомянутая ситуация не была разовой или случайной, она повторяется и будет повторяться из года в год, поэтому требует принципиального, перспективного решения. В последнее время обсуждаются разные варианты, разные подходы к этой проблеме. Один из подходов – регулирование государством цен на хлебобулочные изделия, в частности введение фиксированного размера торговой надбавки. Такие меры предусмотрены в подготовленном Государственной Думой РФ законопроекте «О государственном регулировании цен на хлеб». Но, решая в какой-то мере проблемы потребителей, регулирование цен на конечный продукт не решает проблемы производителей зерна. Кроме того, вряд ли искусственное ограничение цен будет способствовать формированию рыночных отношений в аграрном секторе. Более перспективными будут меры, так или иначе способствующие развитию производства.
Специалисты прогнозируют на этот год увеличение валового производства зерна в России. Но прогнозируются также и огромные потери – как прямые, так и от недобора зерна в результате использования устаревшей техники. Между тем у крестьянина просто нет средств на обновление техники. Вот и на этот раз «сливки» от весеннего роста цен достались отнюдь не тем, кто зерно производит.
Хотелось бы, чтобы уже сегодня были определены параметры функционирования зернового рынка на следующий год и на более дальнюю перспективу. Речь идет как о цене на зерно, так и об объемах государственных закупок, возможных зерновых интервенциях. В этом случае ситуация станет прогнозируемой и прозрачной.
Многие проблемы сельского хозяйства порождены именно недостаточной информированностью селян. Сами они еще не стали настоящими менеджерами. Хлеб вырастить могут, а выгодно продать урожай – далеко не всегда. Особенно если они не уверены в ситуации, не знают, как будет складываться конъюнктура, как поведет себя государство. Отсутствие информации приводит к потере прибыли, и немалой. Государство должно взять на себя эту функцию и помогать производителям. Тогда рынок для селянина не будет превращаться в беспорядочную барахолку, где каждый думает только о том, как бы подешевле купить да еще и обмануть в придачу.
Федеральное Министерство сельского хозяйства не так давно объявило, что очередная закупочная зерновая интервенция по урожаю-2004 может быть начата уже в мае, то есть авансом, когда урожая будем еще только ждать, хлеб будет еще на корню. Такой вариант потребует от государства немалого напряжения ресурсов, тем более что весной цены на хлеб значительно выше, чем осенью в случае хорошего урожая. Но, если эту интервенцию провести на условиях, сбалансированно учитывающих интересы как государства, так и крестьян, такое авансирование может оказаться хорошим подспорьем для производителей зерна. А государству поможет сформировать более весомый зерновой резерв для будущих товарных интервенций. Ведь по итогам успешной в принципе интервенции, проведенной нынешней весной, многие специалисты пришли к выводу, что эта акция могла принести гораздо более весомый результат, если бы в распоряжении государства для проведения интервенции было 5–7 миллионов тонн зерна, а не 600 тысяч тонн, как было сейчас. Тогда весенний рост цен на хлебобулочные изделия удалось бы сдержать гораздо эффективнее.
Специалисты предлагают и многие другие варианты поддержки производителей зерна: государственное субсидирование хранения зерна на элеваторах, установление минимальных гарантированных закупочных цен на зерно, субсидирование процентных ставок банков в тех случаях, когда крестьянин отдает банку зерно в залог под полученные кредиты. Вариантов много, специалистам есть что анализировать, есть из чего выбирать.
Но самое главное: в таком важнейшем вопросе, как формирование и регулирование зернового рынка – а практика показывает, что он несомненно нуждается в государственном регулировании, – от государства требуется установление «правил игры», выгодных как самому государству, так и производителям зерна. В частности, было бы более чем целесообразно зафиксировать правила и условия проведения зерновых интервенций в готовящемся законе о сельскохозяйственном развитии. И, самое главное, эти правила, приобретшие силу закона, должны быть твердо установлены на достаточно долгую перспективу. Только тогда крестьянин сможет работать уверенно. Только тогда российское село накормит россиян. И не их одних.