Организаторы бандитской акции на стадионе в Грозном надеялись прежде всего посеять панику, вызвать хаос, дезорганизовать работу чеченского правительства, органов власти на местах, силовых структур, создать такую ситуацию, при которой сводились бы на нет четырехлетние усилия по восстановлению конституционного порядка. Террористы стремились подорвать единство народов Северного Кавказа.
Расчет был явно сделан на то, чтобы федеральный Центр жестко отреагировал, вплоть до введения прямого президентского правления, назначения спецпредставителя со всей полнотой военных и гражданских полномочий, усиления группировки войск, отказа от проведения внеочередных выборов и т.п.
И такие призывы уже начали раздаваться, особенно среди сторонников так называемой жесткой линии.
Кроме того, не могу согласиться с теми, кто заявляет, что вместе с Ахмадом Кадыровым погибла вся система власти в Чечне, с таким трудом выстраиваемая на протяжении последних нескольких лет, и что теперь предстоит все начинать практически заново. Некоторые СМИ активно подхватили эту мысль и раскручивают ее.
Бандиты просчитались: взорвалась бомба, но не сама ситуация в республике. Им не удалось дестабилизировать обстановку.
На мой взгляд, следует также иметь в виду, что любые чрезвычайные меры и силовые действия могут полностью перечеркнуть итоги политического урегулирования в республике. Да и есть ли необходимость в принятии таких мер? В то же время усиление силового блока необходимо. И президент Российской Федерации уже принял решение об увеличении численности МВД Чеченской Республики на более чем тысячу человек. Подчеркиваю - МВД, а не армейской компоненты. Это ясно говорит о том, что последствиями произошедшего будут заниматься органы внутренних дел, а не Вооруженные силы.
Главное здесь, на мой взгляд, чтобы исполнение данного решения было не только, и даже не столько количественное, как - качественное. Надо не просто набрать эту тысячу человек, переодеть их в милицейскую форму и выдать оружие. Надо научить их работать профессионально.
Будем откровенны: в произошедшем в Грозном 9 мая прежде всего бросается в глаза непрофессионализм правоохранительных структур. Вспомните кадры с места трагедии: на стадионе были десятки, может быть, даже сотни вооруженных людей, но они не смогли предотвратить целенаправленный теракт. Подчеркиваю - целенаправленный. Погибли и больше всего пострадали именно руководители республики.
Определенную роль в этом, думаю, сыграла и информация о том, что правоохранительные органы республики активно преследуют предводителя боевиков Аслана Масхадова, и дни последнего, грубо говоря, сочтены. Эти сообщения, распространенные десятками СМИ - до нападений ли боевикам, самим впору спасаться - подействовали явно успокаивающе.
Однако, повторюсь, террористам не удалось дестабилизировать обстановку в республике в целом.
События последних лет неоднократно доказывали, что власть в Чечне отстроена и может эффективно функционировать. Сформированы все органы управления Чеченской Республики. Большая заслуга в этом принадлежит погибшему чеченскому президенту, который достойно и мужественно исполнял свой долг перед своим народом.
Важно, чтобы эта трагедия не отразилась на социальной и экономической жизни самих чеченцев и не поставила под угрозу срыва весь процесс мирного урегулирования. Я надеюсь, что ситуация в Чечне будет развиваться в конституционном русле.
Есть все основания полагать, что после гибели Ахмада Кадырова произойдет решительная консолидация чеченского общества, которое продолжит начатые процессы политического и социального становления республики. Уверен, что никакие вылазки террористов не смогут помешать стремлению чеченцев наладить мирную жизнь.
Что же касается предстоящих президентских выборов, то решающее слово должен сказать сам чеченский народ и сделать свой выбор в полном соответствии с конституционными нормами республики.
Твердо убежден, что усилия по строительству чеченской государственности в составе Российской Федерации будут продолжены.