Михаил Фрадков, 'отбросив риторику выступлений' депутатов, попытался 'найти в них крупицу здравых предложений'.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
На вчерашнем переизбрании Михаила Фрадкова главой правительства, проходившем на Охотном Ряду, было, пожалуй, только два сюрприза. Один преподнесла «Единая Россия», чей представитель не удержался от критики премьера: «медведям» не нравится, что правительство не слишком активно сотрудничает с партией власти. Второй новостью стало голосование против Фрадкова большей части депутатов считающейся пропрезидентской фракции «Родина». Рогозинцы выступили почти солидарно с КПРФ – впервые намекнув таким образом на возможность возникновения в Думе небольшой, но устойчивой антиправительственной коалиции.
На этот раз Фрадкова поддержало 356 депутатов, то есть на четыре человека больше, чем 5 марта. Зато и голосовавших против его кандидатуры тоже стало больше: 72 депутата вместо 58. А вот количество воздержавшихся, наоборот, уменьшилось: в прошлый раз таковых оказалось 24 человека, а теперь – только 8. Видимо, сейчас сомнений в том, кто такой Михаил Фрадков и что он собирается делать, у депутатов стало меньше, что, кстати, хорошо было видно на примере фракции «Родина». Если 5 марта она в голосовании не участвовала, то 12 мая почти две трети ее депутатов высказались «против», а почти одна треть – «за».
Нетрудно подсчитать, что от всего числа проголосовавших Фрадков набрал в свою поддержку 82% голосов. Можно предположить, что если бы думцам предложили высказать свое отношение к Владимиру Путину, та же «Родина» вела бы себя иначе, и президент получил бы процентов 90.
Если накануне только депутаты говорили о техническом характере конституционной процедуры утверждения Фрадкова, то вчера и он сам продемонстрировал им аналогичное отношение к данному мероприятию. «Отбросив риторику ваших выступлений, мне хотелось бы найти в них крупицы здравых предложений», – именно так ответил думцам претендент, только что получивший конституционное большинство голосов. Получилось очень похоже на знаменитый ответ Виктора Черномырдина Григорию Явлинскому: «Давайте сюда все ваши предложения, мы их все сложим в одном месте». Стоит отметить, что критиковали Михаила Фрадкова и его двухмесячный кабинет все фракции, а коммунисты и «Родина» его просто громили. Даже представитель «Единой России» Олег Морозов предостерегал правительство от головокружения из-за того, что оно опирается на парламентское большинство, требовал от исполнительной власти оказывать депутатам большее уважение, советоваться с ними еще на ранних стадиях обсуждения той или иной идеи. «Медведи», судя по его словам, прямо-таки стремятся разделить с кабинетом министров всю ответственность за его политику. Как выразился Морозов, «мы с правительством на одном политическом корабле и хотим участвовать в прокладке курса». Впрочем, в кулуарах некоторые «единороссы» утверждали, что подавляющее большинство их фракции «голосует, сжав зубы».
Главной же темой выступления Дмитрия Рогозина стало предоставление доказательств того, что правительство Фрадкова, будучи буржуазным правительством, защищает при этом интересы не национального капитала, а зарубежного. То есть фактически лидер фракции «Родина» обвинил российскую исполнительную власть в проведении компрадорской политики. Продолжая мысль Олега Морозова, Дмитрий Рогозин предупредил думское большинство: «Вашему большому кораблю, видимо, уготована большая торпеда». А представитель КПРФ Николай Кондратенко широкомасштабно развил перед собравшимися свою любимую тему: Россия по многим причинам, в основном природного свойства, не сможет успешно конкурировать на мировых рынках в том случае, если ее внутренние цены на энергоносители сравняются с мировыми. Впрочем, выплеснуть всю палитру аргументов «батьке Кондрату» не позволили временные ограничения думского регламента, так что закончил свой почти научный доклад предупреждением: он сообщил Фрадкову, что тот рискует не войти, а вляпаться в историю.
Что же касается речи кандидата в премьеры, то она, естественно, также выглядела формальностью. Говоря о необходимости преодолеть проявившиеся в начале этого года негативные тенденции замедления роста ВВП, премьер напомнил, что «пока мы собирали плоды только с самых нижних веток», то есть дал понять, что вовсе не все резервы использованы. Однако вместо того, чтобы четко сообщить, что же будет делать его кабинет, Михаил Фрадков ограничился крайне туманной фразой. «Сегодня правительство активно работает над развертыванием поставленных целей в конкретные задачи и концентрацией на них конкретных ресурсов».