Валерий Краев российских правозащитников видит насквозь.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Вчера глава движения «За права человека» Лев Пономарев обратился в прокуратуру Москвы с требованием привлечь к уголовной ответственности за клевету первого заместителя начальника ГУИН Минюста Валерия Краева, обвинившего ряд правозащитных организаций в сотрудничестве с криминалитетом. Кроме того, Пономарев намерен добиваться в суде компенсации морального ущерба в размере 2 млн. рублей. Свое неприятие позиции Краева в интервью «НГ» выразила председатель Комиссии по правам человека при президенте РФ Элла Памфилова.
Напомним: Валерий Краев объяснил массовые акции протеста заключенных в нескольких тюрьмах и колониях Иркутской и Челябинской областей давлением преступных авторитетов на администрацию колоний через «так называемые правозащитные организации». По версии замначальника ГУИНа, при «финансовой поддержке олигархов и организованных преступных группировок» правозащитники занимаются «распространением слухов» о нарушении прав заключенных, встречаясь с «ворами в законе», о чем свидетельствует прослушивание телефонных переговоров. Чиновник считает, что в «сращивании олигархов с криминалитетом» приняли участие 163 организации, получающие финансовую помощь от Фонда гражданских свобод, учрежденного Березовским.
Если вопрос о законности прослушивания телефонных переговоров правозащитники собираются ставить в суде, то вот информация, связанная с источниками финансирования перечисленных организаций, абсолютно легальна – правда, основательно устарела. «В 2001 году мы объявили программу поддержки региональных общественных организаций, – пояснил «НГ» глава российского представительства Фонда гражданских свобод Павел Арсеньев. – Из 500 заявок, которые пришли со всей России, отобрали – даже не мы, а независимая комиссия – 163 организации, которые и получили гранты на год. Эта информация на нашем сайте не обновляется два с половиной года. Почему г-н Краев вспомнил эту давнюю историю – не знаю».
В ГУИНе не отрицают, что воспользовались общедоступной информацией. «Мы просто попытались взглянуть на ту информацию, которая общедоступна, под другим углом зрения: общественные организации пытаются использовать для создания оппозиционного движения, вот что вызывает беспокойство. – пояснил «НГ» официальный представитель ЦОС ГУИН Илья Колубелов. – Подчеркну, что позиция ГУИН достаточно взвешенна. Мы не склонны обвинять все правозащитное движение, однако располагаем информацией о том, что некоторые организации финансируются из недостоверных источников и не совсем ясно, на что расходуются средства. Криминалитет предпринимает попытки сохранить влияние в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при этом подчас используя и представителей СМИ, и правозащитные организации. Мы, кстати, конкретных имен, в том числе и имени Пономарева не называли. Речь шла о том, что в Иркутске была спланирована – именно спланирована акция пикетирования колонии родственниками якобы избитых осужденных. Если г-н Пономарев так резко реагирует, значит он либо не владеет ситуацией в иркутском отделении своей организации, либо имеет основания для беспокойства...»
Председатель Комиссии по правам человека при президенте РФ Элла Памфилова оснований для подобного беспокойства не видит: «Да у нас половина членов комиссии – правозащитники, чьи фонды существуют за счет международных грантов. Выступление Валерия Краева у меня вызвало шок. Надо честно признать, что во всех правоохранительных органах есть широкая прослойка высокопоставленных сотрудников, готовых обвинить правозащитников в безобразиях, которые те выявляют, по принципу: сам дурак. Какая разница – кто сказал о нарушениях, если это правда? Считаю, что сейчас должна последовать официальная реакция министра юстиции, который обязан дать принципиальную оценку высказываниям первого замначальника ГУИН. А лидеры правозащитного движения, оскорбленные Краевым, должны подавать на него в суд за клевету. За такие слова надо отвечать. Кстати, упомянув Фонд гражданских свобод Березовского, Краев решил еще и использовать некую конъюнктуру. Ругают Березовского – давайте и я поругаю, за кампанию! Это мелко и низко. Это не нужно ни президенту, никому... Я уверена, наверху нет никаких поползновений насчет скоординированной атаки на правозащитников».
На следующей неделе обвинения в адрес правозащитников рассмотрит общественный совет при Минюсте. Об этом «НГ» сообщил председатель совета, известный правозащитник Валерий Борщев. Похоже, в ведомстве Юрия Чайки пересматривают приоритеты. «Это шокирующее заявление, – отметил Борщев, – но я уверен, что это просто срыв. В противном случае это попахивает шестидесятыми и семидесятыми, когда нас, диссидентов, обвиняли в том, что мы – агенты ЦРУ».
До последнего времени ведомство Юрия Чайки выступало как главный поборник создания пенитенциарной системы «с человеческим лицом», без особых проблем находя общий язык с правозащитниками. В августе прошлого года Чайка лично призвал представителей гражданского общества к сотрудничеству на этой ниве – собственно говоря, так и появился общественный совет при министре, куда вошли представители 13 известных правозащитных организаций, включая комитет «За гражданские права», неожиданно оказавшийся в «черном списке».