Салехард встретил Путина доброжелательно: на улице минус один вместо обещанных минус 15, легкая метель и облачность. Это не минус 30, как в Плесецке, где президент присутствовал при запуске космической ракеты.
Доступ к самолету местной прессе был основательно перекрыт. Вот что рассказал «НГ» Олег Аюпов, главный редактор информвещания ГТРК «Ямал»: «У нас не было возможности снять, как Владимир Путин спускается по трапу. В архивах нашли старые кадры: Путин в куртке типа «аляска». А что делать? В аэропорту все оцеплено. Пресс-служба президента РФ точных сведений не дает, даже время прилета выясняли сами. Пока ждали прилета президентского самолета, пообщались с приземлившимися губернаторами. Сергей Собянин, губернатор Тюменской области, объяснил съемочной группе ГРТК «Ямал», что главный вопрос нынешней встречи – экономический, а не укрупнение регионов. Очень мрачным выглядел губернатор ХМАО Александр Филипенко: «Никаких комментариев». Зато на все вопросы журналистов отвечал главный докладчик Вячеслав Штыров, губернатор Республики Саха (Якутия)».
В Салехард прибыла довольно представительная делегация, в которую вошли не только члены президиума Госсовета, но и 25 глав регионов, считающихся северными, а также федеральные министры, глава «Газпрома» Алексей Миллер, руководитель «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов и глава «Роснефти» Сергей Богданчиков.
Президиум Госсовета по проблемам Севера проходил в большом выставочном центре Салехарда. Все гости уже сидели за столом, но президент никак не ехал. Глава Приморья Сергей Дарькин, которому пришлось лететь через всю страну только потому, что ему выпала честь именно сейчас войти в состав президиума Госсовета, уныло изучал бумаги и ковырял в носу. Другие его коллеги, включая краснодарского губернатора Александра Ткачева, также по иронии судьбы занявшегося северным вопросом, напряженно смотрели по сторонам. Кресло во главе стола все еще оставалось пустым. Президенту показывали выставку археологических древностей Ямала, открытую впервые за 70 лет. Место, где проходили раскопки (Усть-Полуйское святилище), экскурсовод почему-то назвала древним Госсоветом. Так что все получилось в тему. Путину очень понравилось, он даже сожалел, что на осмотр экспозиции времени практически не было. Он ведь знал, что губернаторы его заждались. Хотя у них-то наверняка было больше времени посмотреть на древние ямальские сани, костяные фигурки и чумы. Например, у Михаила Машковцева, начальника Камчатки, грустно изучающего ямальские чумы, корреспондент «НГ» поинтересовалась: разрешилась ли ситуация с заведенным на него уголовным делом? «Нет, в самом разгаре, – заметил Машковцев, – прокуроры работают». Взглянув на чум, камчатский губернатор снова углубился в размышления.
Наконец Путин появился в зале. «Реализовать потенциал Севера можно только при наличии грамотной политики, – сказал Путин, отметив, что прежние принципы себя не оправдали. По словам главы государства, они основывались на «размытых льготах и преференциях». Глава государства особо подчеркнул необходимость «четких критериев отнесения территорий к Крайнему Северу, что необходимо для адресности гарантий: «Наша принципиальная задача – обеспечить всем северянам достойную жизнь». Особое внимание президент уделил недрам: «Нужно учиться не только потреблять, но и рачительно сберегать природные ресурсы».
Еще одна проблема, обсуждавшаяся в Салехарде, – «экономически избыточное» население, то есть те люди, которых на Севере государству содержать просто невыгодно. Сегодня пенсионеры на Крайнем Севере составляют более 20% населения, а каждый четвертый безработный россиянин – местный житель. Главная причина печального расклада – закрытие убыточных предприятий и ликвидация северных поселков. Однако денег для переселения людей на материк в бюджете нет: даже в этом году федеральная казна выделяет на жилищные субсидии отъезжающих в два раза меньше средств от необходимых 160 млрд. рублей.
Главное предложение губернаторов касалось законодательного регулирования минерально-сырьевого комплекса: в северных регионах сосредоточено 80% запасов всех полезных ископаемых. В русле основной политической линии страны северные региональные начальники предложили максимально ужесточить требования выдачи лицензии нефтяникам и усилить государственный контроль за разработкой месторождений.
Сегодня президент посетит Горнокнязевск, где увидит, как живут северные аборигены. Как заметил один из высокопоставленных кремлевских чиновников, «президент на оленях кататься не будет», он только посмотрит чумы. Владимир Путин встретится также с представителями северных территорий и губернаторами – с глазу на глаз. В частности, с главой Ямало-Ненецкого АО Юрием Нееловым и губернатором Тюменской области Сергеем Собяниным. Скорее всего президент поговорит с губернаторами об укрупнении регионов. В Тюменской области этот процесс постепенно набирает обороты. Неелов и Собянин недавно заключили соглашение о социально-экономической интеграции двух субъектов. На очереди – интеграция административно-политическая.