Предъявив на прошлой неделе претензии к «бессистемной» деятельности российских парламентариев, председатель Конституционного суда Валерий Зорькин тут же перешел от слов к делу. В минувшую пятницу он огласил постановление суда, в котором прямо так и говорится: «Российская Федерация, как социальное государство, не вправе произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств». Таким образом, Зорькин продемонстрировал, что его судебный орган тоже может проводить свою социальную политику.
Ежегодно закон о бюджете нивелирует отдельные положения нескольких десятков других законов. В 2004 году, например, их оказалось 54. Это делается прежде всего в целях экономии – значительная часть приостановленных норм касается социальных обязательств, которые государство не в состоянии выполнить. Но не только. Сюда же попадают законы, исполнение которых в силу неких причин признано нецелесообразным.
Уже два года подряд депутаты добровольно отказываются от возможности оперативно контролировать исполнение бюджета, освободив Счетную палату от необходимости представлять Федеральному собранию ежеквартальные отчеты. По мнению представителя СФ в Конституционном суде Юрия Шарандина, подобные отчеты являются сильным аргументом в политической борьбе и отказываться от них неразумно. Ну, а с точки зрения главы фонда «ИНДЕМ» Георгия Сатарова, спорная норма обладает солидным коррупциогенным потенциалом, потому что оставляет за федеральными финансовыми органами выбор времени платежа и избавляет их при этом от контроля со стороны.
Свои счеты к закону о бюджете у бездомного бывшего офицера Александра Жмаковского, который вот уже несколько лет добивается от государства компенсации за найм жилья, положенной ему в силу Закона «О статусе военнослужащих». Однако действие соответствующих положений также приостановлено, а государство успело «задолжать» бездомным отставникам около 500 миллионов рублей.
КС вынес решение явно не в пользу законодателя. Во-первых, суд признал, что «парламентский контроль за исполнением федерального бюджета является неотъемлемой конституционной формой осуществления Федеральным собранием государственной власти», и уж никак не в законе о бюджете следует пересматривать порядок деятельности СП.
Признана неконституционной и приостановка выплаты компенсаций за аренду жилья уволенным военнослужащим. Формально суд не обязал государство рассчитаться сразу по всем социальным обязательствам, однако указал, что законодатель вправе приостановить выплаты, только предусмотрев другой механизм компенсации. Формы и способы компенсации могут меняться, но объем уменьшаться не должен. Кроме того, в постановлении КС содержится чрезвычайно примечательная сентенция: законодатель не вправе произвольно менять установленные правила и обязан обеспечить предсказуемость законодательной политики в социальной сфере – это позиция, которую КС намерен подтверждать и впредь.