Новое правительство России во главе с Михаилом Фрадковым не должно повторять ошибок предыдущего кабинета министров, который проводил социально-экономическую политику в отрыве от интересов и жизни регионов. Нашу роль в развитии экономики и социальной сферы кабинет министров во внимание не брал. В итоге регионы были предоставлены сами себе. За последние три года в правительстве ни разу не собирали всех губернаторов для обсуждения проблем, хотя бы для того, чтобы «выпустить пар». Госсовет мало влияет на политику правительства. За это же время федеральный Центр принял немало непродуманных решений, которые в конечном счете только усугубили положение дел на местах и обострили неравенство субъектов Федерации.
Министерство финансов планомерно занималось выкачиванием доходов из регионов. Создавался профицитный федеральный бюджет, всем показывалось хорошее пополнение казны, а мы латали дыры в бюджете и урезали все программы развития. За последние годы у регионов-доноров изъяли из бюджета от 5 до 10 млрд. руб. в пользу федерального Центра. Эти деньги пошли бы на ремонт школ и больниц, строительство дорог, поддержку инвестиционных проектов и создание новой налогооблагаемой базы.
При этом Центр изымает с территорий все хорошо собираемые налоги в пользу федерального бюджета (НДС, акцизы, налог с продаж), а регионам оставляет труднособираемые налоги, которые платятся крайне нерегулярно или раз в квартал. В начале каждого года регионы и органы местного самоуправления, чтобы не сорвать выплаты заработной платы бюджетникам и финансирование социальных статей, залезают в кредиты и платят проценты банкам. В этом году Ярославская область в первом квартале собрала только 60% налогов, и в итоге нам пришлось взять 500 млн. рублей кредитов.
Вот чего добилось правительство – кормит коммерческие банки за счет региональных бюджетов. Но если регионы-доноры могут взять деньги в банках, то многие дотационные территории просто не в состоянии этого сделать. На местах растет социальное напряжение, и мы видим, что федеральный бюджет пухнет, а местные, региональные, съеживаются.
Я уверен, что без изменения административно-территориального устройства России пропасть между регионами-донорами и реципиентами будет резко увеличиваться. В такой ситуации укрупнение регионов по принципу «сильный плюс слабый» и создание самодостаточных территорий – вполне естественный и позитивный процесс. О целесообразности слияния «слабых» и «сильных» субъектов Федерации говорил и президент Владимир Путин, который отметил, что «ряд регионов страны экономически несостоятельны и вряд ли когда-нибудь в ближайшем обозримом историческом будущем станут самодостаточными», поэтому «объединение с соседями является обоснованным и правильным». Пока же укрупнение территорий напоминает стихийный и несистемный процесс.
Прежнее правительство, изменив с 2003 года принципы формирования территориальных дорожных фондов, фактически разрушило наработанный механизм финансирования строительства и содержания автомобильных дорог в России. Сейчас бюджетные средства могут покрыть только 50% потребностей дорожного хозяйства в регионах. Поэтому на содержание улично-дорожной сети средств практически не остается, от чего страдают и крупные города, где машины нередко ездят, как по гладильной доске.
Новый кабинет министров не должен рубить сплеча, решая вопросы реформирования системы социальной поддержки населения. Но чего стоит последняя инициатива Минфина, который с 2005 года предлагает передать с федерального на региональный уровень социальные льготы для ветеранов и детские пособия? Это приведет к росту социальной напряженности на местах: если Москва или Башкирия смогут взять на себя такие расходы, то Ульяновская область их просто не потянет.
Как результат в стране будет проводиться 89 различных «социальных политик». Но почему в столицах ветераны войны будут получать солидные доплаты к пенсии и все положенные льготы, а в Чите, к примеру, едва сводить концы с концами? Почему мы ставим в заведомо неравные условия многодетную семью из нефтедобывающего региона и слаборазвитой области Центра России? В 1996–1999 годах на регионы уже перекладывали ответственность за выплату детских пособий. Тогда это привело к накоплению многомиллиардных долгов, которые полностью не удалось погасить по сей день.
Я считаю аморальной позицию, когда государство хочет отказаться от помощи детям и старикам. Здесь необходим единый государственный стандарт поддержки, а регионы должны по возможности увеличивать социальную помощь. Сегодня пытаются роль государства свести на нет, но продолжают говорить, что оно проводит социально ориентированную политику.
Начавшаяся административная реформа должна укрепить статус министерств, вес и влияние которых были очень низкими. До реформы правительства получить визу или разрешение министра мало что значило – деньги выбивали в Минфине. За последние годы Министерство финансов сделали политическим органом, главным распорядителем государственных средств. В нормальной системе власти Минфин должен стать кассой, перечисляющей деньги по заранее определенной в бюджете схеме и контролирующей их расходование.
Я уверен, что губернаторы, особенно руководители регионов-доноров, не должны молчать, когда непродуманная и оторванная от регионов политика правительства России может привести к обострению социальной обстановки и затормозить экономическое развитие страны. Несмотря на то что аналогичные проблемы есть у каждой территории, большинство глав регионов не решаются открыто задавать неприятные вопросы правительству.
На последних заседаниях кабинета министров мне пришлось неоднократно критиковать недальновидные действия и инициативы федерального Центра. Мои доводы поддержали министры Герман Греф, Виктор Христенко, Юрий Трутнев и Андрей Фурсенко. В результате председатель правительства Михаил Фрадков принял решение о создании в кабинете министров новой структуры, которая бы отвечала за согласование и адаптацию инициатив и проектов правительства с регионами.
Такая позиция Михаила Фрадкова вселяет надежду, что новый кабинет министров будет действовать с оглядкой на регионы и начнет реально учитывать их опыт и мнение при проведении социально-экономических преобразований.