Самым интересным пунктом вчерашней повестки дня нижней палаты оказался проект поправок в закон о СМИ, которые могли стать правовым основанием для введения цензуры. В документ предполагалось вписать следующий пассаж: «...запрещается распространение в теле- и видеопрограммах информации о произошедших террористических акциях, за исключением информации, распространяемой правоохранительными органами». Таким образом, авторы законопроекта посягали на право граждан искать и получать ту информацию, в которой они нуждаются.
Автором инициативы стал независимый депутат Михаил Юревич, в прошлом созыве – член группы «Народный депутат». Вовремя не примкнувший к «Единой России» Юревич, понятно, никак не мог рассчитывать на снисходительное отношение парламентского большинства к своей задумке. Идея появилась на свет в середине февраля, а уже в марте думские комитеты по информационной политике и по безопасности рекомендовали нижней палате законопроект отклонить. Оба комитета обвинили Юревича в одном и том же: его проект нарушает Конституцию и необоснованно ограничивает права и свободы граждан.
Любопытно, однако, что в феврале, буквально через несколько дней после Юревича, глава думского информационного комитета и «единоросс» Валерий Комиссаров предложил свой вариант аналогичных запретов. В закон о СМИ Комиссаров хочет внести такую запись: «при информировании граждан о совершенной террористической акции не допускается показ в телепрограммах тел людей, погибших в результате террористической акции, а также фрагментов человеческих тел». Заметим: на недавних слушаниях, посвященных борьбе с терроризмом, высокий милицейский чин в порыве откровенности прямо с трибуны обмолвился: законопроект, авторство которого приписано Валерию Комиссарову, на самом деле подготовлен в МВД.
Известно, что думский комитет по безопасности во главе с бывшим первым замминистра этого ведомства Владимиром Васильевым не решается рекомендовать Думе отклонить ее. В заключении комитета указывается: формы освещения последствий терактов должны регулироваться журналистским сообществом. Складывается парадоксальная ситуация: в роли главных защитников свободы слова выступают думские представители силовых структур, тогда как глава комитета по информационной политике, напротив, пытается эту свободу сделать еще более призрачной.
Впрочем, по некоторым сведениям, комитет по безопасности занял либеральную позицию вовсе не по доброте душевной: по слухам, после скандала с законом о митингах думцы получили рекомендацию сверху несколько охладить охранительный пыл. Проект Комиссарова – по этой или какой-то другой причине на Охотном ряду пока завис: профильный комитет решения по нему не принял, так что в апреле он обсуждаться уже, видимо, не будет.