До конца минувшей недели так и не началось расследование «дела о подлоге», о котором еще 5 апреля оповестил страну председатель Центризбиркома РФ Александр Вешняков. Глава ЦИКа, напомним, сообщил тогда журналистам о случаях фальсификации результатов президентских выборов, выявленных в двух районах столицы. «При проверке жалобы установлено, что факты подлога имели место на уровне территориальных избирательных комиссий «Раменки» и «Тропарево-Никулино», – сказал Вешняков.– Московский горизбирком, который рассматривал эти вопросы под контролем ЦИКа, принял постановление обратиться в прокуратуру на предмет расследования и привлечения к ответственности лиц, виновных в подлоге┘ Зло должно быть наказано, и наказано жестко»,– энергично заключил председатель ЦИКа.
Постановление Мосгоризбиркома, о котором говорил Вешняков, было принято еще 30 марта. После недельной «вылежки», 6 апреля, его направили в правоохранительные органы – по этому поводу есть соответствующая пометка в журнале избиркомовской рассылки. А дальше следы этого послания теряются в кривых переулках Москвы. «Одно из двух: либо никакого письма не было, либо его кто-то перехватил в пути», – полагает Илья Савков, член ЦИКа с совещательным голосом, по жалобе которого и проводилась проверка в Раменках и Тропарево-Никулине. Впрочем, не исключено, что руководство столичного избиркома распорядилось отправить эту депешу обычной почтой, а не фельдъегерской. А обычное письмо может идти и три недели. Как бы то ни было, ясно, что давать ход этому скандальному делу никто не торопится.
Савков и его коллеги по юридической службе КПРФ, представляющие интересы экс-кандидата в президенты Николая Харитонова, в общем-то, с самого начала не верили, что расследованию, которое они инициировали, будет дана «зеленая улица». За подлог выборной документации полагается сажать – таков закон. Но в данном случае сажать придется людей, которые умышленно завысили явку избирателей и количество голосов, отданных за кандидата Путина (по двум упомянутым районам этому кандидату, как подсчитали представители Харитонова, приписали 28% голосов). Речь, таким образом, идет о подлоге в пользу действующего президента, а это, по понятиям «управляемой демократии», – скорее доблесть, чем преступление.
«НГ» уже дважды, 29 марта и 2 апреля, рассказывала о материалах, подготовленных юристами КПРФ для передачи в правоохранительные органы. Признаки фальсификации результатов президентских выборов «красные следопыты» выявили отнюдь не только в Раменках и Тропарево-Никулине. По их требованию 8 апреля тот же Мосгоризбирком проверил отчетность территориальных комиссий районов Внуково и Орехово-Борисово. Решение было аналогичным: направить материалы в прокуратуру. Вслед за этим Илья Савков принес в горизбирком документацию по 20 участковым комиссиям района Филевский парк – с теми же «признаками состава преступления». «Приемы фальсификации всюду одни и те же. Судя по всему, это делалось в массовом порядке, поэтому мы будем настаивать на отмене результатов голосования в целом по Москве, – говорит Савков.– Конечно, на поддержку московских инстанций нам рассчитывать не приходится. Скорее всего они будут тянуть резину, постараются заволокитить расследование, ограничиться какими-нибудь незначительными санкциями. Мосгоризбирком и ЦИК поддержали нашу первую жалобу, но это был чисто рекламный жест. Пиар они себе на этом сделали, а больше им ничего не нужно».
В минувший четверг на очередном заседании ЦИКа Савков проинформировал Александра Вешнякова о загадочной пропаже отрекламированного им постановления Мосгоризбиркома. Поскольку оно готовилось, как говорил сам Вешняков, «под контролем ЦИКа», отчего бы Центризбиркому не проконтролировать его дальнейшую судьбу? Вешнякова это предложение удивило. «Вы же нашу принципиальную позицию знаете! Мы вашу жалобу уже рассматривали и второй раз рассматривать не будем», – твердо пообещал глава ЦИКа.