– Как вы оцениваете перспективы клуба «Демократическая альтернатива»?
– Это достаточно бессмысленное занятие. Оно несерьезно, потому что похоже на пародию. В нашем положении надо не клубы организовывать под названием «Демократическая альтернатива», а читальни в провинции и в Москве. Народ, который голосовал за Путина, надо туда заманивать и учить отличать – черное от белого, золото от подделки. Он объяснял, как надо проходить в Думу: народ не настроен против Путина, поэтому ни в коем случае нельзя хулить Путина, когда избираешься. Таким образом, народ послал Рыжкова в парламент не за правду, а за ложь, – да и не его самого, а некий вымышленный образ. Про Маргелова я и не говорю. Он поддерживает мейнстрим во всех телепередачах. У меня такое ощущение, что он вообще в этот клуб делегирован. Это все очень печально, хотя Рыжкова, несмотря на все его очевидные дарования, я никогда и не считала возможным спасителем отечества. Это не Борис Немцов. Рыжков – типичный политик, у него достаточно честолюбия. Я думаю, что здесь все будет еще хуже, чем с Комитетом-2008, куда по крайней мере вошли Шендерович и Немцов. Но и там все пропало, потому что людей, имеющих по-настоящему западнические взгляды, в России не хватит даже на один комитет. А Комитет-2008 ознаменовал свою деятельность тем, что отказался меня туда принять – очень интересный симптом.
– А если предположить, что Кремль таким образом создает управляемую оппозицию?
– Зачем нужен «Бог из машины» там, где достаточно жалких ресурсов самих людей? Мне кажется, здесь достаточно одного честолюбия и желания отречься от Гайдара и его реформ. И не нужен никакой Кремль, хотя он может быть очень доволен такими вещами. Я думаю, что Кремлю остается только потирать руки и с удовольствием взирать на происходящее, потому что тут даже цензура не нужна. Люди себя сами построили, сами зажали, сами надели на себя наручники. К сожалению, это советские люди – их десятилетиями дрессировали, время ельцинской свободы оказалось недостаточным для того, чтобы эта генетика была излечена. Не думаю, что Кремль лично разбирался – кого примут в Комитет-2008 и что теперь будет делать Рыжков.
– То есть, по-вашему, демократической альтернативы у них не получится?
– Нет, конечно, с таким составом какая к черту демократическая альтернатива! Арбатов – не демократ, взгляды у него на уровне хрущевской оттепели, Маргелов вообще часть официоза, а Рыжков с Задорновым, увы, от рождения такие бескрылые, считающие компромисс нормой. Альтернатива будет исключать компромиссы, потому что все, что с нами произошло, – из-за того, что компромисс для нас был нормой.
– А для чего же тогда создается эта организация?
– Потусоваться, может быть.