Вчера российское отделение международной организации «Трансперенси Интернешнл» (ТИ), взявшей на себя труд регулярно сравнивать между собой более ста стран по уровню развития коррупции, презентовало очередной ежегодный доклад о положении дел в этой области в 2003 году. Россия в международном антикоррупционном рейтинге традиционно занимает не самое почетное место: 86-я строчка из 133 возможных, между Мозамбиком и Алжиром (в прошлом году это было 71-е место из 102, и делили мы его с Гондурасом, Зимбабве и Танзанией). До лидеров, то есть стран с минимальным уровнем коррупции, таких, как Финляндия, Дания или Новая Зеландия, нам по-прежнему очень далеко. Зато наша страна заняла «почетное» последнее место в рейтинге взяткодателей – по данным опросов, проводившихся в 27 странах, российские предприниматели более, чем представители всех прочих стран, склонны решать проблемы с помощью взяток.
Однако основной упор в этом исследовании был сделан на политическую коррупцию. И здесь Россия тоже отличилась, хотя в первой десятке коррумпированных глав государств наши представители не фигурируют. Территориально ближе всех к нам оказался экс-премьер Украины Павел Лазаренко (седьмое место, приблизительный размер похищенных средств – от 114 до 200 млн. долларов). Что примечательно – все фигуранты этого рейтинга снабжены приставкой «экс», а годы правления большинства из них относятся еще к прошлому тысячелетию.
Россия, как выяснилось, явила миру принципиально новый вид политической коррупции. «В то время как во всем мире под политической коррупцией понимаются прежде всего незаконные источники финансирования политических партий – то есть деньги, которые национальные корпорации вкладывают в политиков с целью лоббирования своих интересов, мы столкнулись с совершенно другой проблемой, – говорит директор российского отделения ТИ Елена Панфилова. – Это проблема, связанная со злоупотреблением административным ресурсом. Я думаю, эта тема станет основной в нашей работе на ближайшие четыре года».
То есть во всем цивилизованном мире принято считать деньги, которые вложены в политиков, и дивиденды, которые это в последующем приносит. А в России для раскрутки политиков не всегда требуются масштабные инвестиции – иногда достаточно простой близости к власти. Так, по данным национального отделения ТИ, партия «Единая Россия» сэкономила как минимум 7,6 млн. долларов из своего избирательного фонда на использовании возможностей доступа к подконтрольным государству медийным ресурсам. Кроме того, в арсенале российских политиков были замечены такие инструменты предвыборной борьбы, как повышение зарплаты госслужащим, снижение тарифов на энергоресурсы, и многое другое.