Геополитическое положение страны и ее национальная безопасность тесно взаимосвязаны и непостоянны. Подтверждением этому могут служить следующие исторические события.
ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВОЗРАСТАЕТ
Мировая значимость победы Советского Союза и его вооруженных сил (ВС) в Великой Отечественной войне над фашистской Германией и ее союзниками на Западе; разгром советскими ВС армии имперской Японии на Востоке - все это вместе взятое значительно укрепило геополитическое положение Советского Союза в послевоенном мире в целом, усилило его национальную безопасность.
И всего лишь через четыре года после окончания Великой Отечественной войны, в апреле 1949 г., по инициативе США была создана Организация североатлантического договора (НАТО), военная мощь которого была сосредоточена против СССР - страны-победительницы. За три года до этого (март 1946 г.) Запад устами Черчилля в Фултоне объявил Советскому Союзу и его союзникам холодную войну.
Ответной мерой всему этому явилось образование в мае 1959 г., только через 10 лет после создания НАТО, Варшавского договора (ВД) о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенного Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией. Организация ВД включала в свой состав и Объединенные ВС Варшавского Договора (ОВС ВД). С образованием ВД геополитическое положение Советского Союза продолжало возрастать, особенно в Европе. Однако в историческом плане этот процесс был недолгим.
ГЕОПОЛИТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПАДАЕТ
В 1991 г. Варшавский договор распался, а вместе с этим распались и его ВС. 1992 г. ознаменовался утратой такого понятия как "геополитическое положение СССР" по причине его распада. Появилось новое понятие: "геополитическое положение России" - преемницы СССР.
Распад СССР повлек за собой ликвидацию социалистической системы; невиданный по своему размаху и последствиям раздел отечественных ВС, советского военно-экономического потенциала. А все это, в свою очередь, привело к резкому ослаблению геополитического положения России.
После сокрушительного распада СССР ряд политиков США, Западной Европы, Японии поспешили заявить, что Россия стала второразрядным государством со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Однако факты подтверждают, что Россия остается мировой ядерной сверхдержавой. Она занимает 4/5 территории бывшего СССР (примерно 15% территории всей суши Земли) и насчитывает более 50% его населения; Россия производит порядка 50% валового национального продукта бывшего СССР; по разведанным запасам газа, железной руды занимает 1-е место в мире (45% и 55,6% от мировых разведанных запасов соответственно).
В последнем десятилетии XX в. в мире имели место, в том числе и в России, иллюзорные надежды на возможность резкого снижения вооруженного противостояния между странами (коалициями стран) мира, а также на возможность исключения из межгосударственных отношений понятий "вероятный противник", "потенциальные военные угрозы". Все это оказалось иллюзией, и она опрокинута реальной жизнью мирового сообщества - непрекращающимися вооруженными конфликтами в разных районах мира с применением высокоточного оружия - основного оружия XXI века.
ОСОБЕННОСТИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РОССИИ
Главная, наиболее характерная, исторически сложившаяся особенность геополитического положения России заключается в том, что ее громадная территория с несметными природными ресурсами - 17 075 кв. км (против 9597 кв. км КНР, 9809 кв. км США, 3288 кв. км Индии) - расположена между Старым и Новым Светом, имеющими разные истории цивилизаций.
Вторая весьма важная в военно-политическом отношении особенность современного геополитического положения России состоит в том, что ее территория на Западе окаймляется с севера на юг странами - участницами НАТО, а на юге - военными (авиационными) базами США, расположенными на территориях Узбекистана и Киргизии - бывших союзных республик СССР. Последнее - непредвиденная, качественно новая характеристика геополитического положения России первого пятилетия XXI в., последствия которого в будущем могут быть самыми неожиданными.
Третья особенность состоит в том, что различные части ее громадной территории омываются водами Мирового океана, являющимися районами боевого маневрирования авианосных многоцелевых групп (АМГ), подводных лодок - носителей высокоточных КРМБ и надводных кораблей - носителей высокоточных КРМБ.
На карте-схеме с учетом вышеизложенного представлена общая схема геополитического положения России в современной военно-политической обстановке.
Такое геополитическое положение России приобретает уникальную стратегическую значимость в военных действиях крупномасштабной обычной войны, особенно в условиях массового применения высокоточных крылатых ракет большой дальности морского и воздушного базирования.
Изложим более детально ряд положений сложившегося геополитического положения России.
В "Концепции внешней политики Российской Федерации" ("НВО" # 25, 2000 г.) утверждается, что в современных условиях "сведена к минимуму угроза глобального ядерного конфликта".
Значимость этого результата миротворческой деятельности народов мира, ООН неоценима. Это - трамплин к принятию государствами хартии о запрете применения ядерного оружия. И в тоже время в концепции имеет место и такое важное положение: "...в международной сфере зарождаются новые вызовы и угрозы национальным интересам России. Усиливается тенденция к созданию структуры мира при экономическом и силовом доминировании Соединенных Штатов Америки".
Силовое (военное) доминирование США реально, оно подтверждается первой (1991 г.) и второй (2003 г.) войнами в Персидском заливе, операцией "Решающая сила" на Балканах (1999 г.).
В "Военной доктрине Российской Федерации" (раздел I, пункт 5) определены основные внешние угрозы России в современных условиях. К ним прежде всего следует отнести: "расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации"; "ввод иностранных войск... на территорию сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств"; "международный терроризм".
Теоретическое положение Военной доктрины РФ о расширении военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности РФ подтвердилось реальностью через четыре года после ввода в действие Военной доктрины (Указ президента РФ # 706 от 21 апреля 2000 г.).
УКРЕПЛЕНИЕ НАТО
23-24 апреля 1999 г. в Вашингтоне состоялась встреча глав государств и правительств НАТО, на ней была одобрена "Стратегическая концепция НАТО", целью которой является дальнейшее укрепление и расширение альянса.
Успехи в достижении этой цели подтверждаются тем, что в марте этого года состоялась торжественная процедура принятия в НАТО новых государств: Литвы, Латвии, Эстонии, Румынии, Болгарии, Словакии, Словении (всего семь государств - новых членов НАТО). Этому событию предшествовало принятие в состав НАТО Польши, Чехии и Венгрии. Важно обратить внимание на то, что государствами - членами НАТО стали бывшие союзные республики СССР (Эстония, Литва, Латвия) и государства - бывшие члены ВД (Болгария, Румыния, Венгрия, Чехия). 17 марта 2004 г. Верховная Рада Украины ратифицировала меморандум о свободе перемещения по территории Украины войск и техники НАТО. Это укрепляет геополитическое положение НАТО в Европе и ослабляет его для России.
Сегодня в составе НАТО 26 государств, объединенных единой стратегической концепцией, имеющих объединенные вооруженные силы, единое командование. В "Стратегической концепции НАТО" (далее концепция) изложены основополагающие принципы.
Так, в п. 41 указано, что "Безопасность государств - членов НАТО неделима: нападение на любого из них является одновременно нападением на всех...", в том числе и на США, что прямо следует из этого принципа.
В концепции четко определено (п. 41): "Присутствие обычных и ядерных сил Соединенных Штатов в Европе остается жизненно важным для ее безопасности, которая неотделима от безопасности Северной Америки".
В п. 62 указано, что: "Основная цель ядерных сил членов альянса - политическая: сохранить мир и предотвратить насилие и войну в любой ее форме". Благородная цель! Но ее следует реализовать.
В концепции изложены основные задачи ВС альянса. К примеру, такие: проведение воздушных операций, обеспечение господства на море, обеспечение эффективной ПВО, разведки, ведение РЭБ и др. (п. 55).
Согласно "Уставу ВВС США AFM I-1. Основной воздушно-космической доктрине ВВС США" (1992 г.) одной из основных задач ВВС является завоевание и удержание превосходства в воздухе и в космосе (термин "превосходство" идентичен термину "господство").
Карта-схема говорит о том, что авиационная группировка НАТО включает в свой состав более 4700 боевых самолетов. Против какой страны могут быть использованы потенциальные оперативные возможности такой мощной современной авиационной группировки?
Если мысленно перенестись в 70-80-е годы XX в., особенно к периоду холодной войны, то ответ наиболее вероятен и однозначен: против стран - участниц Варшавского договора. После распада ОВД, а затем и развала СССР на Востоке для современного состава альянса НАТО в качестве вероятного противника в крупномасштабной обычной войне остается только одно государство - Россия.
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Как уже отмечалось, геополитическое положение России и ее национальная безопасность взаимосвязаны. Содержание понятия "национальная безопасность" может быть таким:
"Национальная безопасность страны - ее способность сохранить и защитить свой суверенитет, территориальную целостность, национальные интересы в военной сфере, в области экономики, культурное и духовно-нравственное наследие, исторические традиции и нормы общественной жизни; обеспечить укрепление российской государственности, совершенствование и развитие федерализма и местного самоуправления, а также безопасность в экологической сфере". ("НВО" # 5, 2000 г.).
Всемерно укрепляя национальную безопасность во всех ее сферах, Россия способна вернуть достойное ей геополитическое положение в мире. Нашей стране важно в полной мере реализовать принципы "Концепции внешней политики Российской Федерации", изложенные в п. 36: "Россия играет уникальную роль в системе Евроатлантической безопасности" и Россия "...имеет существенное значение для достижения длительной стабильности в Евроатлантическом регионе".
Претворение Россией в жизнь изложенных принципов обеспечит содружество между Россией и НАТО в интересах сохранения мира, развития экономических и военных связей между Россией и странами - членами НАТО в наступившем столетии.