Похоже, что широкомасштабные эксперименты в российском образовании остаются без надлежащего присмотра. Подчиненные бывшего министра образования Владимира Филиппова подтвердили слух о возможности перехода его на новую должность – советником премьера Михаила Фрадкова. По другим данным, Филиппову прочат кресло представителя России в ЮНЕСКО. У бывшего министра образования остается еще и запасной аэродром – возвращение в Российский университет дружбы народов ректором. Означает ли уход главного лоббиста единого государственного экзамена и государственных именных финансовых обязательств постепенное свертывание экспериментов и последующий отказ от них? Прошедшее на днях в Ярославле совещание ректоров вузов России показало, что такая ситуация не исключена.
В интервью «НГ» участник совещания, ректор Академии труда и социальных отношений Николай Гриценко сказал: «Впечатление такое, что отныне никто не собирается никого гнуть через коленку».
На совещании в Ярославле тон обсуждению задал ректор Московского госуниверситета имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, сомневающийся в разумности введения новых форм приема абитуриентов и финансирования студентов (ЕГЭ и ГИФО). Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко принял сторону ректора. Государственные именные финансовые обязательства, по его мнению, не единственный способ финансирования студента. Могут быть и кредиты, и оплата со стороны работодателя, и участие в процессе финансирования физических лиц. Новый министр образования, очевидно, тоже занялся нехитрыми подсчетами и изумился тому факту, что себестоимость обучения студента в вузе не меньше 3 тыс. долларов, а ГИФО предполагают сумму в несколько раз меньшую┘ Впрочем, активным сторонником единого экзамена и, главное, ГИФО остается Высшая школа экономики. Учитывая напористость ее ректора Ярослава Кузьминова и не упуская из виду того факта, что советник премьера – фигура в новом раскладе тоже не последняя, а министр образования и науки пока еще не имеет твердой и определенной позиции ни по одному из важнейших вопросов образования┘ В общем, учитывая все это, можно предположить, что страну ожидает новая фаза дискуссий и споров на самые наболевшие вопросы модернизации образования. Так что слухи о скорой кончине ЕГЭ и ГИФО преждевременны. Какой поворот и какие заявления последуют, например, через неделю? Хотелось бы, конечно, чтобы народ от волеизлияния властей лихорадило не так часто.