Свой визит в США на Международную конференцию по проблемам борьбы с терроризмом министр обороны Сергей Иванов начал с сенсационного заявления. Будучи пролетом в Осло, министр в беседе с журналистами говорил не о проблемах внешней политики, а о дальнейших шагах, связанных с военным строительством в России. В известной степени данная логика понятна, поскольку давно запланированный визит в Вашингтон совпал с началом баталий в верхах по поводу судьбы его родного министерства.
Выждав паузу после обнародования премьером страны направлений административной реформы, Сергей Иванов заявил, что Минобороны, МВД и МИД России подчиняются непосредственно президенту и планов по кардинальному изменению их структур нет. «Все, что представлено в правительство в рамках административной реформы, силовых ведомств не касается», – отметил министр. При этом уточнив, что «это не значит, что в них не будет никаких сокращений и изменений», но изменения не будут носить глобального характера, поскольку в его ведомстве «оптимизация структур уже произошла».
Данные слова идут вразрез с тем, что на прошлой неделе сказал идеолог структурных изменений в ведомствах страны, глава аппарата правительства Дмитрий Козак. Как известно, он заявил, что вместе с министерствами, которые курирует премьер, будут реформированы «президентские» силовые структуры, а также МИД РФ и что соответствующие поручения глава государства уже дал. Дмитрий Козак, работая в администрации президента, уже занимался планами реформирования Минобороны РФ и других ведомств и, по сути, является одним из главных авторов административной реформы в стране. Его словам можно доверять. А информацию о том, что в военном ведомстве грядут возможные изменения, подтверждают и источники в Минобороны РФ. Некоторые из них даже заявляют, что здесь уже царит «легкая паника», связанная со слухами о сокращении ряда управлений и о том, что у министра обороны якобы будет меньше замов.
Между тем, как утверждают источники в Кремле, после ухода Дмитрия Козака в правительство, реорганизации администрации президента и увольнения помощников главы государства по военным вопросам Евгения Шапошникова и Игоря Сергеева в Кремле нет специалистов, которые могли бы досконально заняться планами по реформированию силовых структур страны. Несомненно, такие люди существуют, но, по словам тех же источников, они сейчас в основном не в штате и проходят кадровое переназначение. Новая система разработки решений в администрации президента РФ только формируется. При этом авторитет Сергея Иванова здесь во многом непререкаем.
Эти обстоятельства, по мнению кремлевских источников, и дали министру обороны РФ своеобразный карт-бланш на заявления о том, что административная реформа Минобороны в принципе не коснется. По крайне мере, если и будет в Кремле рассматриваться этот вопрос, существует уверенность, что инициатива, возможно, будет исходить из самого военного ведомства, как уже было не раз.
Напомним, что благодаря именно инициативам Сергея Иванова в состав Минобороны РФ недавно вошли Главспецстрой и Железнодорожные войска, а ранее из состава Совбеза в ведение министерства была переведена Главная военная инспекция. Сергей Иванов добился права на увеличение должностных окладов работникам центрального аппарата Минобороны и профессиональным военнослужащим частей постоянной боевой готовности. В его пользу, видимо, решится спор и по поводу разделения функций Министерства обороны и Генштаба, которого попросту не будет. В Осло Сергей Иванов заявил, что «главным принципом военной организации остается принцип единоначалия». А значит, по мнению министра, функции Генштаба (финансовые, хозяйственные, снабженческие) должны быть сокращены, что сейчас и происходит.
Таким образом, сегодня военное ведомство превратилось в своеобразного монстра, укрепившись новыми войсками и штатами. Но что впереди? Согласится ли Сергей Иванов, как предлагает премьер Михаил Фрадков, сократить число своих замов и аппаратных служащих?
Ответить на этот вопрос сложно. Но цифры говорят, что резервы для повышения эффективности работы военного ведомства есть. В 1995 году министр обороны РФ имел всего пять замов. Сегодня их семь. В настоящий момент, по данным Сергея Иванова, численность центральных органов военного управления в МО РФ составляет около 1 тыс. человек, то есть около 0,1% численности Российской армии. В минувшем году на этот аппарат было истрачено около 1,52 млрд. руб., что составляет более 1% всех средств (141,08 млрд. руб.), отводимых в военном бюджете страны на обеспечение личного состава ВС РФ (Закон РФ «О бюджете-2003», Приложение № 21), то есть в сравнительных величинах аппарат министерства «поглощает» в десять раз больше, чем войска. Видимо, есть резерв и по сокращению генеральских должностей не только в Минобороны, но и других силовых структурах. В Российской армии проходят службу около 1100 генералов, что составляет 0,1% от численности войск. Для сравнения, в МЧС этот показатель равен 0,44%, в ФСБ (включая погранвойска) – 0,13%, по данным источника «Актуальные задачи развития ВС РФ».
По мнению министра финансов Алексея Кудрина, высказанному на днях, сокращение аппарата министерства приведет к повышению зарплаты оставшихся служащих. Таким образом, материальные стимулы для организации административной реформы, похоже, есть. Но вот вопрос: воспользуются ли ими Сергей Иванов и другие силовые министры?