– Почему вы проголосовали за новый закон о митингах и демонстрациях?
– Есть несколько причин. Основная заключается в том, что у нас в России на федеральном уровне нет такого закона. Основное регулирование в этой сфере отдано муниципальным властям. И я вас уверяю (а я видел достаточно много документов), что они к Конституции никакого отношения не имеют. Второе. Я сегодня уже подписал поправку к этому законопроекту и направил ее в комитет по госстроительству. Суть ее состоит в том, что ограничения, связанные с организацией публичных мероприятий рядом с административными зданиями, мне представляются нелогичными и противозаконными. Соответственно ту статью, где говорится, что нельзя собирать митинги, шествия и так далее около административных зданий, я предлагаю исключить. То есть я считаю, что граждане должны иметь право выражать свое мнение, должны иметь возможность говорить муниципальным властям, властям субъектов Федерации о тех проблемах, которые их интересуют. Федеральных органов власти это тоже, кстати, касается. Что же до ограничений, связанных с железными дорогами и автомагистралями, то я считаю, что здесь речь должна идти о правах не только тех лиц, которые митингуют, но и, так сказать, третьих лиц. Вот пару лет назад в Думе принимался Земельный кодекс и все вокруг – фактически весь центр – было перекрыто. И те граждане, которые и не представляли, что депутаты принимают Земельный кодекс, на самом деле из-за этого пострадали, опоздав на работу, встречи и тому подобное. А что касается временного ограничения на проведение митингов, которые можно проводить только с 7 утра до 22 часов вечера, то это тоже очевидно: не хватало еще, чтобы под нашими окнами в 4 утра кто-то митинговал. Это очевидное нарушение прав и законных интересов других граждан. Поэтому ограничения в принципе нужны, нужны процедуры, хотя, как я уже сказал, отдельные статьи законопроекта надо посмотреть повнимательнее.
– Что еще можно изменить в этом законе?
– Для меня очевиден тот вопрос, о котором я уже сказал. Видимо, обязательно будут и другие поправки. Свою же поправку я пока сумел обсудить только с некоторыми членами фракции. Вся фракция «Единая Россия» решения по ней пока не принимала.
– То есть, на ваш взгляд, ваше голосование за законопроект не противоречит вашей принадлежности к «Союзу правых сил», хотя и в прошлом?
– Нет, абсолютно не противоречит. Я считаю, что такие вещи, как реализация конституционного права, должны регулироваться федеральными законами, а не локальными актами местных властей. А среди того, что вчера в ходе обсуждения законопроекта говорилось, многое не соответствовало действительности, некоторые депутаты просто нагнетали обстановку.
– Когда может состояться второе чтение закона о митингах и демонстрациях?
– Я думаю, что в апреле оно вполне может уже пройти.