За последний год коммунисты разучились заканчивать свои форумы засветло. Но в субботу у них это получилось: очередной пленум ЦК КПРФ «подвел черту», не дожидаясь сумерек. Для партии, которая, по признанию ее руководства, переживает кризис и нуждается в «чистке», это был поразительно спокойный пленум.
Формально коммунисты собирались поговорить о том, стоит ли им участвовать в работе органов власти и в местном самоуправлении. Как объяснил докладчик – зампред ЦК КПРФ Иван Мельников, эта тема навеяна жизнью и суждениями некоторых авторитетных партийцев, выступающих за уход коммунистов из структур «антинародного режима». Докладчик согласился: сегодня левые представлены в Госдуме, Совете Федерации, законодательных собраниях регионов, органах местного самоуправления столь скромно, что повлиять на принимаемые решения они не могут. Бессильны в сложившейся ситуации и коммунисты, которых партия провела в губернаторы. Хуже того, некоторые из них вскоре «перекрашиваются» и переходят в партию власти. Естественно, это подрывает доверие к КПРФ, отбивает у россиян желание голосовать за ее выдвиженцев. Стоит ли в таком случае коммунистам бороться за посты и мандаты, не лучше ли увести партию «в массы», бороться с режимом не в Думе, а в цехах, на улицах, на полях и фермах?
Пленум решил, что бороться все-таки нужно и там, и там. Это решение далось очень легко. Как оказалось, ни одного «отзовиста», намеревающегося увести партию в подполье, на пленуме нет. Так что вопрос, поставленный в повестку дня, был откровенно риторическим. А по-настоящему руководителей КПРФ, как заметил обозреватель «НГ», волновало совсем другое. А именно: моральное состояние внутрипартийной оппозиции. Повестка пленума давала оппозиционерам повод еще раз поговорить о том, как слабо стала выступать партия на выборах и как назрел вопрос о смене партийной верхушки. Геннадий Зюганов уже слышал это на съездах в декабре и в январе и был готов услышать еще раз. Через три месяца, 3 июля, грядет отчетно-выборный съезд КПРФ, оппоненты обещали прийти к нему во всеоружии, и было бы странно, если бы они не воспользовались трибуной пленума.
Попытки перевести разговор в это русло были. Лидер красноярской краевой организации КПРФ Владислав Юрчик, взяв слово, предложил коллегам не тратить время на обсуждение того, что и так всем ясно, а поговорить о наболевшем. «Главный вопрос сейчас – кризис в партии»,– многообещающе начал оратор. «Я вчера прочитал вашу новую брошюру и обалдел», – признался Юрчик, обращаясь персонально к Зюганову. Автор брошюры, предчувствуя недоброе, скромно потупил очи. Однако претензии красноярского оппонента звучали весьма неожиданно. Как оказалось, Юрчик «обалдел», узнав из зюгановской брошюры, что в КПРФ сложилась мощная фронда, которая ведет дело к расколу партии. По мнению оратора, автор сильно преувеличил мощь так называемой «семигинской группировки» и масштабы грозящей КПРФ опасности. В связи с чем предложил остановить распространение брошюры и вообще перестать «мусолить тему внутренних конфликтов», «третировать оппозицию», публично «молотить всех несогласных с руководством партии».
Коллегу Юрчика поддержал руководитель свердловской организации Владимир Кадочников. У него та же просьба: прекратить «охоту за ведьмами», не выносить внутренние разногласия за пределы партийной аудитории. В постановление пленума было даже предложено записать, что коммунистам, включая председателя ЦК, запрещается выступать по вопросам внутрипартийной дискуссии в непартийных СМИ. Однако это предложение было довольно дружно отклонено. Таким образом, Геннадий Зюганов может и далее критиковать своих оппонентов, где и когда ему будет удобно.
Выступления немногочисленных ораторов от «семигинской группировки» сводились, собственно, к тому, что они просили о снисхождении и предлагали не доводить дело до «кадровых чисток». Зюганов все понял правильно и, выйдя на трибуну с заключительным словом, сделал вид, что тоже не понимает, о каком «кризисе в партии» может идти речь и зачем ему надо кого-то «третировать».
Поводом к заключению перемирия, как пояснили обозревателю «НГ» участники пленума, послужило выступление Николая Харитонова на президентских выборах. Большинство коммунистов считают, что Харитонов выступил намного лучше, чем можно было ожидать, и «семигинцы», которым хотелось, чтобы выдвиженец Зюганова провалился, оказались деморализованы. Требовать отставки лидера партии сейчас явно не время, поэтому они попросили о пощаде.