Скоропостижная реформа структуры федеральных органов исполнительной власти преподносится обществу как вершина и апофеоз чуть ли не трехгодичных титанических интеллектуальных усилий в рамках административной реформы. Однако даже при минимально объективном взгляде на произошедшее трудно отделаться от впечатления, что вся эта новая структура правительства России создавалась в последние три недели до ее опубликования в «Российской газете» от 12 марта с.г. В полном соответствии с заветами отца психоанализа Зигмунда Фрейда другой «отец» – той самой административной реформы – Герман Греф выплеснул свое подсознательное: «Это самая серьезная перетряска за 100 лет».
Что правда, то правда. Уже трясет. Пока еще в основном правительственных чиновников. В беседах «не под диктофон» большинство из них не могут понять, как будет работать новая система. Мало того, теперь непонятно, как будут платить тем подразделениям (федеральные агентства), которые находятся ниже созданных, согласно указу президента РФ, в составе министерств Федеральных служб – это просто не предусмотрено бюджетом. Значит, необходимо срочно менять Бюджетный кодекс?
Впрочем, это все еще полбеды. При такой реформе, которая состоялась, скоро может тряхануть не только чиновничий люд, но и всю Россию. Причем так, что мало не покажется никому. Залог такого прогноза, например, – фактическое упразднение атомного энергетического и оружейного комплекса именно как комплекса. Если говорить коротко, то речь идет о размывании, диффузии управляющих функций в этой стратегически (даже, если угодно, геополитически) важной и необычайно чувствительной для России сфере.
Что представлял из себя Минатом России.
Только в трех закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО) Минатома, расположенных в Челябинской области, сосредоточен ядерный потенциал, эквивалентный потенциалу Франции и Англии, вместе взятых. А таких ЗАТО в системе Минатома России было 10. В них проживают около 700 тыс. человек. А всего в системе Минатома занято было около одного миллиона сотрудников. И вся эта махина в новой структуре правительства опущена буквально до уровня третьеразрядного структурного подразделения Минпромэнергетики РФ – Федерального агентства по атомной энергии. К тому же по вопросам ядерного оборонного комплекса это агентство подчинено Министерству обороны РФ. А в Госдуме РФ уже прошли слушания, на которых обсуждался законопроект, вообще упраздняющий всякие ЗАТО.
Вернулись к тому, с чего начинался Чернобыль. Ведь всеми экспертами, в том числе и экспертами МАГАТЭ, признано: одна из причин чернобыльской катастрофы – переподчинение атомных станций из ведения атомного ведомства (тогда – Минсредмаша) чистым энергетикам в Минэнерго СССР.
«Федеральное агентство по атомной энергии» – оно, может быть, звучит и «круче», и современнее. Но вот согласно Указу президента РФ от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», установлено, что федеральное агентство «не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации». (Однако вправе вести «реестры, регистры и кадастры».) У меня вопрос: кто теперь конкретно в стране отвечает за безопасность атомного оружейного комплекса и АЭС?
Как умеют обращаться с радиоактивными отходами в Минобороны РФ, нам хорошо известно из инцидента, который произошел прошлой осенью на Кольском полуострове. Тогда 20 человек получили различной степени лучевое поражение при дезактивации нештатных мест хранения радиоактивных отходов (фактически брошенных в чистом поле) Минобороны РФ. «Еще летом 2000 года мы приняли у ВМФ России 18 тысяч кубометров твердых радиоактивных отходов и более 7 тысяч жидких, – признавался в беседе с корреспондентом «НГ» директор береговой технологической базы в Гремихе Валерий Пантелеев. – Отчасти мы даже сами не знаем, что лежит под землей».
В свое время Минатому России большой крови стоило взять под свой контроль и ответственность переработку радиоактивных отходов Минобороны. Теперь все возвращается на круги своя.
В новой структуре правительства Минобороны РФ опять благополучно избавилось от «мелочной» опеки не только бывшего Минатома, но даже от независимого (созданного в 1983 году) федерального надзирающего органа – Госатомнадзора РФ. Теперь, впрочем, и Госатомнадзор стал подразделением все того же министерства-монстра – Минпромэнергетики РФ, в статусе Федеральной службы по атомному надзору. Получается, что Федеральная служба по атомному надзору будет надзирать за Федеральным агентством по атомной энергии, которое теперь даже «не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности», но при этом напрямую служит двум «хозяевам»: Минпромэнергетики и Минобороны. Вопрос, за кем надзирает в такой ситуации Федеральная служба по атомному надзору, неминуемо грозит раздвоением личности всем участникам процесса. В медицине такие симптомы чаще всего связаны с приступами шизофрении.
Нет, ребята, что ни говорите, а действительно «это самая серьезная перетряска за 100 лет» (привет Герману Оскаровичу). Кстати, по просочившимся в прессу сведениям, именно Греф чуть ли не в три дня составил и внес в Кремль предложения по структуре федеральных органов власти. Впрочем, накануне всеобщего весеннего обострения в России и не такое случается. Недаром президент фонда ИНДЕМ Георгий Сатаров в интервью журналу «Русский фокус» заявил: «Нынешняя власть, к сожалению, характеризуется тем, что не любит сложных решений. А примитивные решения вроде этой идиотской вертикали власти приводят к тому, что мы сейчас имеем: чиновники плевать хотели на эту вертикаль, они интересны только сами себе».
Если так пойдет и дальше, то весь этот блицкриг с так называемой «административной реформой» – тьфу-тьфу-тьфу! – может запросто закончиться под фанфары счетчиков Гейгера в одном отдельно взятом российском регионе. Или – в нескольких. Натюрлих!