Среди вновь образованных структур исполнительной власти Минобороны РФ выглядит военно-промышленным монстром. В его состав включены преобразованные из комитетов при МО РФ Федеральная служба (ФС) по военно-техническому сотрудничеству, ФС по оборонному заказу, ФС по техническому и экспортному контролю РФ плюс Федеральное агентство по спецстроительству. Минобороны по вопросам ядерного оборонного комплекса будет контролировать и Федеральное агентство по атомной энергии, входящее в новое Министерство промышленности и энергетики. Отошла к министерству и расформированная президентским указом Федеральная служба железнодорожных войск России. Кураторские функции ведомства распространятся на управления по боеприпасам, обычным вооружениям, системам управления и судостроению, воссозданные в недрах Минпромышленности и энергетики вместо упраздненных аналогичных агентств.
Таким образом, теперь Минобороны РФ защиту Отечества начнет совмещать с торговлей оружием, ведением масштабного строительства, формированием оборонного заказа (в том числе и заказов других силовых структур), а также контролем за наукоемким производством и экспортом. Такое расширение функций Минобороны – стопроцентная аппаратная победа Сергея Иванова. В этом «перетягивании каната» он победил даже Германа Грефа, ведомство которого до этого формировало политику в отношении оборонзаказа и военного экспорта.
В результате вхождения в состав ВС РФ железнодорожных войск и подразделений спецстроя штатная численность армии подросла как минимум на 100 000 человек, то есть почти на 10%. Заметим: строительство – самый финансово емкий сегмент экономики страны. Железнодорожные войска строят и ремонтируют рельсовые пути. Финансируются государством и подразделения спецстроя, возводящие космодромы, стартовые площадки баллистических ракет, АЭС, оборонные предприятия и другие спецобъекты.
По самым грубым подсчетам, под контроль нового военно-промышленного гиганта попадет более половины бюджета страны. Только по прямому предназначению через находящиеся в ведении МО РФ федеральные службы по оборонзаказу и ВТС в 2004 г. официально пройдет около 16 млрд. долл. (по данным Минэкономразвития: 341,2 млрд. руб. поступят от оборонзаказа и 150 млрд. – от оружейного бизнеса). Сюда же надо отнести расходы по спецстроительству и военной реформе, а также оборонно-промышленным управлениям.
Между тем проверки военного ведомства Счетной палатой регулярно фиксируют нецелевое использование огромных средств.