Многие скептики утверждают, что ОБСЕ может мало что предложить миру сегодня. Они аргументируют это тем, что СБСЕ/ОБСЕ некогда была ключевым форумом для переговоров между странами НАТО и государств Варшавского договора, а теперь эта функция не востребована. В этом есть доля правды, однако скептики не учитывают, что за последние 10 лет ОБСЕ полностью трансформировалась. Теперь она играет новую роль в качестве самого гибкого невоенного инструмента, способного предотвращать конфликты и управлять кризисами одновременно в различных точках планеты.
За последнее десятилетие ОБСЕ создала свыше 20 миссий на местах, в состав которых входят эксперты по защите прав человека, наблюдатели и другие профессионалы. Кроме того, организация превратилась в передовой международный орган, осуществляющий наблюдение за выборами. Мы теперь можем выявлять случаи ущемления свободы прессы и прибегать к превентивной дипломатии через высокого комиссара. Он пользуется полной свободой передвижения и наделен полномочиями выступать от имени национальных меньшинств, которым грозит опасность.
Со времени выборов в Госдуму, когда я возглавлял наблюдательную команду ОБСЕ, я слышу, что наша организация продемонстрировала предвзятость в отношении России. Что ОБСЕ применяет «двойные стандарты» в подходе к тому, что происходит к востоку от Вены, и в том, что творится к западу от нее. Причем она якобы благоволит Западу. Отмечу, что я похвалил (и по заслугам) ЦИК за профессионализм. В то же время я выразил уверенность в том, что россияне хотят, чтобы выборы в их стране оценивались согласно таким же высоким стандартам, как в Западной Европе и в Америке. Таким образом, я доложил о ряде нарушений.
Нас иногда обвиняют во «вмешательстве». Однако настоящие друзья порой должны давать советы. И лучший совет всегда должен быть откровенным и прямым. Так, ОБСЕ не оправдала бы надежд миллионов людей, выбравших демократические перемены в Восточной Европе в конце 1980-х, если бы критиковала ради галочки. Наши слова были жесткими, но справедливыми.
Многие миссии ОБСЕ, наблюдающие за выборами, уже реагировали подобным образом. В последнее десятилетие мы наблюдали за выборами на Балканах, в странах бывшего СССР, в Великобритании, Франции, Турции, а также за промежуточными выборами в Конгресс США в штате Флорида в ноябре 2002 года после спора с подсчетом голосов, вспыхнувшего в этом штате в ходе президентских выборов 2000 года.
Следует также заметить, что проблемы со свободой прессы возникают не только в России, но и в ряде других стран. От Ирландии и Испании до Украины и стран Центральной Азии государствам не всегда удается защитить тех, кто пытается доносить неприятные факты. Как к востоку, так и к западу от Вены встречаются препоны для работы СМИ и цензура государства или влиятельных коммерческих структур. Для решения этой проблемы ОБСЕ создала особый механизм. Представитель по свободе СМИ в случае необходимости тут же реагирует. Предполагается, конечно, что зрелые демократические общества располагают самокорректирующимся механизмом, способным предпринять соответствующие меры, даже если вначале и приходится обращать его внимание на то или иное нарушение.
Таким образом, все разговоры о «неравномерном распределении внимания» неуместны: ОБСЕ наблюдает и действует во всех направлениях. Любое государство может быть подвержено критике – как по вопросам, затрагивающим права человека (смертная казнь, пытки), так и в случае, если государство становится источником экологической угрозы или военного давления на соседей. Каждая страна ОБСЕ имеет право высказывать свое мнение и может поднимать вопросы, касающиеся также другой страны, на еженедельном заседании Постоянного совета в Вене. Вместе с тем каждое государство имеет право вето, поскольку решение может быть принято лишь на основе консенсуса. Иногда это называют слабым местом, но, напротив, в случае единогласной поддержки всех 55 стран-участниц решение обладает огромным политическим весом.
Однако уникальность ОБСЕ заключается в ее операционных способностях, которыми она обязана своим миссиям на местах. Сейчас в их составе около трех тысяч человек. Они не пытаются навязывать решения, исходящие извне, а работают в тесном контакте с властями и гражданским обществом 16 стран, где они базируются. Эта работа на местах требует терпения, методичности и часто не приносит лавров. По иронии судьбы, самые крупные успехи этих людей в деле предотвращения конфликтов редко выносятся в главные новости мировых СМИ – ведь насилия в этом случае удается избежать.
Имея в своем составе Россию, ОБСЕ является единственным форумом по вопросам европейской безопасности, представляющим связующее звено между Европой и Азией, Европой и Американским континентом. ОБСЕ обладает уникальным опытом в предотвращении конфликтов – от Албании до Грузии, и в постконфликтном восстановлении – от Таджикистана до Косово. Она сыграла важную роль в воссоздании гражданского общества в нескольких балканских государствах. ОБСЕ должна стать предпочтительным инструментом для лидеров международного сообщества в долгосрочных проектах в области образования, построения демократии, верховенства закона, развития рыночных экономик, охватывающих почти миллиард людей.
Европа и Азия сталкиваются с новыми угрозами безопасности. ОБСЕ внимательно следит за границами стран-участниц в нестабильных регионах, как, например, на Кавказе, чтобы предотвратить переход «замороженных» конфликтов в открытую войну. В эпоху международного терроризма нельзя сидеть сложа руки, и ОБСЕ вносит стабильность в межгосударственные отношения, способствует уважению человеческого достоинства и укреплению толерантности в межнациональных отношениях. Таким образом, ОБСЕ – это важная альтернатива борьбы с новыми угрозами не силовыми, а мирными средствами с целью построения сильных демократий.