Вчера Верховный суд неожиданно удовлетворил жалобу Ирины Хакамады на решение Центризбиркома по поводу прямой трансляции выступления Владимира Путина перед своими доверенными лицами. Это постановление оказалось почти сенсационным: весь ход процесса свидетельствовал о том, что жалоба удовлетворена не будет. Оппозиционная кандидатка просила ВС отменить решение ЦИКа от 20 февраля «как принятое с нарушением закона». По словам представителя заявителя Даниила Каткова, комиссия неправильно квалифицировала заявление, рассмотрев его как жалобу и не составив протокола об административном правонарушении в отношении ВГТРК.
Позицию ответчика аргументировала Майя Гришина, замначальника правового управления ЦИКа. Она утверждала, что признаков административного правонарушения нет и производство не может быть начато – ведь агитации со стороны ВГТРК не было. Прокурор Федотова поддержала сторону ведомства Вешнякова.
Однако судья решил жалобу удовлетворить. Теперь по требованию ВС Центризбирком должен рассмотреть требование Хакамады по существу и либо составить протокол об административном правонарушении, либо дать аргументированный отказ.
Вчера же Ирина Хакамада сдержала слово, данное накануне: подала на имя генерального прокурора РФ Владимира Устинова заявление о возбуждении уголовного дела против Сергея Миронова – по ч. 2 ст. 129 УК РФ (клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации). В то же время на адрес Калининского федерального суда Санкт-Петербурга, по месту жительства спикера, ушло исковое заявление о защите чести и достоинства претендентки.
В предыдущем номере «НГ» рассказала о том, как председатель Совета Федерации во время теледебатов шокировал присутствующих следующим высказыванием в адрес экс-лидера СПС: «Вас спонсируют люди, совершившие преступления. Более того, сейчас эти люди – не граждане России. Если вдруг вы станете президентом, вы им поможете вернуться в Россию?» По мнению Хакамады, этими тремя фразами Сергей Миронов не только опорочил ее честь и достоинство, но и усомнился в соблюдении претенденткой буквы закона.
В заявлении на имя генпрокурора Хакамада подробно объяснила, почему считает реплику председателя Совфеда оскорблением: «Называя лиц, финансирующих мою избирательную кампанию, «людьми, совершившими преступления», ответчик внушает избирателям мысль о нарушении мною моральных принципов». Кроме того, истица уверена: «Утверждая, что лица, финансирующие мою избирательную кампанию, не являются гражданами Российской Федерации, Сергей Миронов, таким образом, утверждает, что я нарушаю законодательство Российской Федерации, в частности, запрет на использование пожертвований, внесенных в избирательный фонд лицами, которые не имеют на это право (т.е. негражданами Российской Федерации)». При этом Хакамада подчеркивает, что свои умозрительные предположения Миронов не подтвердил ни одним реальным доказательством. Посему кандидат считает высказывание Миронова не только «порочащим честь и достоинство», но и «заведомо ложным».