Александр Рар, директор программ России и стран СНГ Германского Совета по внешней политике, Берлин
═
Я бы охарактеризовал Фрадкова как человека эрудированного и высокого профессионала в разных областях, причем именно тех, которые являются ключевыми для российской политики на ближайшие годы. Он работал в сфере ГАТТ–ВТО и окажет серьезную помощь России на пути ее продвижения в эту организацию. Он работал в Министерстве торговли как раз в то время, когда Россию разворовывали, и наверняка обладает некоторым «досье».
Работа Фрадкова в налоговой полиции также важна. Именно при нем был принят новый действительно революционный Налоговый кодекс, и при нем российская система налогообложения стала самой прогрессивной в Европе. При нем же уменьшился отток капиталов из российской экономики. Последнее – это как раз та сфера, которой новый премьер должен будет заниматься в первую очередь.
С другой стороны, работу Фрадкова на посту спецпредставителя президента России в ЕС вряд ли можно назвать успешной. Именно во время работы Фрадкова отношения России с Европейским союзом резко ухудшились. В недрах ЕС родились два документа в отношении Москвы, из которых следует, что его отношение к России меняется в худшую сторону. Фрадков же, который мог бы воздействовать в Брюсселе на этот процесс, не сделал ничего, он будто бы занял выжидательную позицию. Он вообще не был замечен в тех структурах, которые как раз вырабатывали новый подход по отношению к России.
С точки зрения Запада, Фрадков – совершенно незнакомая фигура. Он не будет тут рассматриваться как преемник Путина. Он – чисто техническая фигура, которая уже через 2–3 года может стать «стрелочником». Ведь ему в первую очередь придется заниматься реформой ЖКХ, которая вызовет гнев большинства россиян. Приближаясь к 2008 году, Путин заменит Фрадкова на того человека, которого захочет видеть своим наследником.
═
Эндрю Качинс, директор Московского центра Карнеги, Москва–Вашингтон
═
Во-первых, президент Путин в очередной раз всех удивил. Выдвижение кандидатуры Фрадкова явилось полной неожиданностью для экспертного сообщества. Очень немногие вообще до сегодняшнего дня знали, кто он такой. Это говорит о стиле российской политики при президенте Владимире Путине, когда политические решения принимаются без учета общественного мнения.
Во-вторых, выдвигая кандидатуру Фрадкова, президент Путин создает правительство, полностью от него зависимое. Фрадков был спецпредставителем президента при Европейском союзе. То есть он человек Путина, и он обязан Путину всем.
Возможно, президенту и его окружению не удалось прийти к согласию по кандидатуре премьер-министра – будь то Иванов, Кудрин или Козак. Поэтому, возможно, Фрадков является временной компромиссной фигурой.
Известные эпизоды биографии Фрадкова говорят о том, что он скорее всего ближе к силовикам, нежели к либералам. Они также позволяют наметить некоторые направления будущей работы его правительства. Связь с налоговой полицией и экономической безопасностью говорит о том, что нажим государства на крупный бизнес будет продолжен. Это, кстати, будет полной противоположностью правительству Михаила Касьянова, которое было, наоборот, тесно связано с крупным бизнесом. Вероятнее всего, тот нажим на крупный бизнес и антикоррупционная кампания, которые начались с арестом Михаила Ходорковского, будут продолжены. Сейчас российскому бизнесу следует проявлять большую осторожность.
═
Арно Дюбьен, старший научный сотрудник Института международных и стратегических отношений, Париж
═
Единственная черта, унаследованная Путиным от Ельцина, – неожиданность в кадровых решениях. Фрадков – это компромиссный вариант, бывший силовик, который на Западе таковым восприниматься, видимо, не будет. Ведь он работал в Брюсселе и неплохо зарекомендовал себя там за относительно короткое время. Таким образом, это назначение было бы успешным ходом. Что можно ожидать от Фрадкова? Все будет зависеть от того, каким полем для маневра будет обладать будущий премьер, насколько независимым он будет от президентской администрации и от Путина лично. Важно также, кто займет ключевые должности в правительстве. Давление на бизнес при Фрадкове скорее всего продолжится. Ведь дело это зашло уже слишком далеко, и сейчас нет смысла идти на попятную. Ходорковского, конечно, могут выпустить под залог. Но рычаг влияния на бизнес, вероятно, все равно приберегут про запас. Хотя я не исключаю, что после выборов у власти будет меньше надобности в подобных шагах.
═
Дарио Тюбурн, аналитик Центра исследований мировых рынков, Лондон
═
Михаил Фрадков практически неизвестен на Западе. Он кажется неправдоподобной кандидатурой на пост премьера, учитывая его в целом бюрократическую биографию в советском стиле. Скорее всего он недолго просидит в премьерском кресле. Вероятно, Фрадков продолжит жесткую линию в торговых делах России с ЕС и в ее отношениях с ВТО. Он также будет настаивать на значительном увеличении налогового бремени для нефтяной индустрии, что в данный момент представляет особую политическую важность. Но его назначение выглядит скорее как демонстрация неуверенности, колебаний Путина, чем как решительный выбор президентом премьера-государственника. Советское прошлое Фрадкова, его связи с группой «Альфа» и обвинения его в растрате сводят к минимуму возможность того, что он поддержит курс либеральных реформ (в частности, административную), очерченный более реформаторски настроенными членами бывшего кабинета. Теперь Запад сосредоточит внимание непосредственно на составе нового кабинета, чтобы уловить сигналы, которые бы свидетельствовали о движении в противоположном реформам направлении.