Председатели и судьи конституционных судов более двух десятков государств собрались в конце минувшей недели в столичном отеле «Шератон» на международную конференцию «Роль конституционного суда в обеспечении стабильности и развития Конституции». Место встречи можно считать символичным, если учесть, что именно над российским Основным законом с незавидной регулярностью нависает дамоклов меч изменений – хотя российский президент в приветствии участникам не преминул в очередной раз подчеркнуть необходимость сохранения стабильности. Равно как и то, что в решении этой задачи большую роль призвано сыграть конституционное правосудие. Все, кто услышал, сразу же сообразили: президент в очередной раз дал понять, что отнюдь не приветствует попытки переписывать Конституцию.
«Конституцию следует не править, а интерпретировать, – объяснял в перерыве журналистам председатель Конституционного суда РФ Валерий Зорькин. – Любая Конституция не хороша, идеальных форм вообще нет. Но это не значит, что ее надо менять – что, у нас сейчас других задач нет? Надо эту приспосабливать к жизни – а жизнь к ней. И с этой точки зрения президент выступает как гарант, он давно об этом заявил – и я рад, что он следует этому принципу».
Однако причины для беспокойства у председателя КС все-таки остаются. Беспокоит его не столько вопрос сохранности Основного закона, сколько стабильность основанной на нем правовой системы. По его мнению, результаты, которые достигнуты в правовой сфере, все еще далеки от стандартов, на которых держится демократическое правовое государство: «Если не форсировать в стране правовую реформу, то и все остальные реформы с очень большой вероятностью начнут буксовать. И очень скоро». Основными проблемами, по мнению Зорькина, являются нестабильность законодательства, придающая непредсказуемость правилам игры, и некачественные законы, противоречащие и букве, и духу Конституции. А также отсталое правосознание, демонстрирует которое в том числе и власть. «Если она будет стремиться создавать «под себя» удобное право, то любая правовая реформа станет не более чем фикцией», – резюмировал председатель Конституционного суда.