Николай Харитонов готов к решительному бою.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Похоже, в избирательной кампании назревает новая интересная интрига. Соперники Путина, охотно осмеянные прессой и низведенные до карикатурных величин политологическим сообществом, проявили необъяснимую живучесть. Вместо того, чтобы, застеснявшись, тихо уйти в небытие, они набирают вес в глазах избирателей. В то время как рейтинг самого президента несколько приувял, опустившись за две недели с самого высокого 71,1-процентного до 69,3%. Эти цифры обнародовал фонд «Общественное мнение», отметивший заодно сенсационный рост рейтинга Николая Харитонова: с 1,5% (с 10 января) до 5,4% – по результатам опроса 3 тысяч респондентов, проведенного 21–22 февраля. Иными словами – зафиксирован более чем троекратный рост популярности кандидата от коммунистов.
Если тенденция сохранится, к выборам представитель КПРФ грозит набрать искомые 10–15%, которые, по недавним прогнозам политологов, мог получить на выборах Сергей Глазьев. И это будет подлинной сенсацией. В то время как Кремль бросил все силы на борьбу с Глазьевым, «приговоренный» политтехнологическим сообществом Харитонов нашел щель в обороне и ринулся на прорыв, используя старую добрую коммунистическую риторику, которая замешена была на последовательной критике президента. Характерно, что некоторые акции Харитонов проводил с претенденткой от либералов Ириной Хакамадой: в частности, они вместе пожаловались в ЦИК на президента, выступившего перед доверенными лицами.
Заметим, кстати: рейтинг Хакамады тоже вырос за последнее время едва не вдвое: с 1,2 в январе до 2,2%. Чего нельзя сказать о Сергее Миронове – титанические усилия по отождествлению себя, любимого, с не менее любимой фигурой действующего президента не принесли желаемого успеха: личный рейтинг председателя Совфеда никуда не подпрыгнул, оставшись почти на месте – с 0,3% он передвинулся на 0,4. В свете обещанной спикером поддержки главе государства – картина печальная. Стоит ли предлагать Путину столь незначительное подкрепление? Президент может и обидеться.
Традиционно ФОМ задает и другой вопрос: за кого бы вы не стали голосовать ни в коем случае? В январе Путину отказали в поддержке 3% опрошенных. 22 февраля – 4%.
Уменьшилось число равнодушных к мартовскому мероприятию граждан. Если бы выборы состоялись сегодня, не пришли бы на участок теперь уже не 7,2, а 6,6% избирателей. На 2% уменьшилось число сомневающихся. Так что выборы скорее всего соберут необходимое число избирателей. Возможно, благодаря альтернативным кандидатам в президенты.