Европейский союз находится накануне исторических перемен. Первого мая 2004 года наконец уйдет в прошлое Европа, в которой были стены и разделительные линии, и станет реальностью единая Европа, в которой царят мир и процветание, безопасность и свобода и в которой будут жить более 455 миллионов человек.
Однако некоторые наши соседи, включая Россию, пока обеспокоены тем, что предстоящее расширение союза может привести к новым разделительным линиям в ущерб отношениям с давними партнерами. Такие опасения необоснованны. Расширение ЕС должно принести дивиденды и всем нашим соседям. А в случае возможных негативных последствий для отдельных отраслей экономики РФ мы готовы сесть и обсудить с российскими партнерами пути их минимизации.
Трудно недооценить важность России для Евросоюза. Россия является нашим крупнейшим соседом, серьезной мировой силой и очень важным торговым партнером, обладающим значительным потенциалом. Точно так же и ЕС является ключевым партнером для России как с политической, так и с экономической точки зрения. ЕС – важнейший торговый партнер России. На него приходится 37% объема всей ее торговли, а после расширения этот показатель возрастет до 50%.
Вступление в ЕС десяти новых стран открывает большие возможности для российских экспортеров, так как в результате расширения выиграют рынки тех государств, с которыми россияне имеют большой опыт торговли. Предварительные подсчеты показывают, что выигрыш России только от снижения тарифов может составить более 300 млн. евро в год. Существует высокая взаимодополняемость между экономиками ЕС и России, и соответственно у обеих сторон есть потенциал для получения значительных преимуществ от более глубокой экономической интеграции. Развивая уже сложившиеся связи между Россией и новыми членами ЕС, мы сможем быстрее углублять эту интеграцию.
В этом контексте важно наличие подлинно открытого и честного стратегического партнерства между ЕС и Россией. Это должно стать нашей главной целью уже в этом году, а предстоящий в мае саммит в Москве должен дополнить реальным содержанием концепции общих пространств, о создании которых мы договорились на нашей последней встрече в верхах. Теперь настало время преодолеть разрыв между риторикой и реальностью, претворить наши слова в дела и реализовать те идеи о стратегическом партнерстве, которые мы провозглашали во многих совместных заявлениях.
Пока, к сожалению, наши отношения не принесли тех результатов, которых ожидали обе стороны, и вина за это лежит на каждой из них. Действительно, Евросоюз иногда проводил недостаточно последовательную линию, а временами занимал нечеткую позицию по тем или иным вопросам. И, возможно, мы недооценили тот факт, насколько трудно России было трансформироваться и восстановиться после более 70 лет коммунизма.
Однако складывается впечатление, что и Россия все более расходится во мнениях по ключевым вопросам со своими европейскими партнерами. Последним примером может служить ее позиция в отношении распространения действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве на новые страны – члены ЕС и ратификации Киотского протокола.
ЕС также заинтересован в приверженности России европейским ценностям, которые она приняла, в частности – тем, что содержатся в Европейской хартии по правам человека. Значение общих ценностей как основы для более глубоких отношений не должно недооцениваться.
Москва часто заявляет о своем желании вести еще более интегрированную политику с ЕС, и мы поддерживаем эту цель. Однако России необходимо понимать значение, которое мы придаем реализации этих ценностей. Мы подчеркиваем это не по эгоистическим причинам, а потому, что действительно верим, что они являются составными частями стабильного и процветающего будущего – как для России, так и для нас.
Кроме приверженности общим ценностям важно также вести честную, открытую и конструктивную дискуссию по всем вопросам, вызывающим взаимную озабоченность. Честные и глубокие отношения должны позволить обоим партнерам решать трудные вопросы, включая права человека и ясное, четкое и недискриминационное применение верховенства закона, при котором для достижения конкретных результатов приоритет отдается не форме, а сути дела.
Стратегические партнеры также должны быть способны совместно работать в тех регионах, которые представляют для них взаимный интерес и которые расположены вблизи наших границ. Несмотря на то что мы смогли успешно сотрудничать с Россией в таких регионах, как Ближний Восток, нам не удалось добиться прогресса по более близким нам проблемам, а именно – так называемым замороженным конфликтам. Давно пришло время освободиться и от столь устаревших понятий времен холодной войны, как «соревнование» за влияние в новых независимых государствах, используя и ценности ЕС, и опыт России в конкретном сотрудничестве с целью выработки правильных решений.
Параллельно нашим размышлениям о том, как адаптировать Европейский союз к новой реальности в результате расширения, в последние несколько недель мы также провели анализ состояния наших отношений с Россией для определения областей, где мы могли бы сделать больше и лучше. Совет министров ЕС одобрил на этой неделе далеко идущие планы по укреплению отношений между ЕС и Россией в предстоящие месяцы и годы. Мы признаем необходимость большей последовательности и лучшей согласованности в делах с нашей стороны. Надеюсь, что наш обновленный подход позволит ускорить построение нашего стратегического партнерства, такого, в котором каждый из партнеров что-то ценное и отдает, и приобретает. Мы очень надеемся, что на основании нашего нового подхода мы вместе с новым правительством Российской Федерации добьемся ощутимого прогресса в предстоящие месяцы.