Пикетчики на Лубянке впервые за последние годы привлекли столь пристальное внимание правоохранительных органов.
Фото Reuters
В понедельник московская милиция разогнала «несанкционированный митинг», который провели российские правозащитники на Лубянской площади в связи с 60-летием депортации чеченского и ингушского народов. В результате организаторы мероприятия – руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев и глава Транснациональной радикальной партии Николай Храмов – были доставлены в отделение милиции «Китай-город», а еще 11 участников митинга отправили в отделение «Басманное».
Впрочем, сами правозащитники утверждают, что никакого митинга не было. Дело в том, что префектура Центрального округа не стала рассматривать заявку на митинг: на поданных документах стояла странная резолюция, что «заявление не может быть рассмотрено». По словам правозащитников, в митинге было отказано под предлогом необходимости расчистки площади от снега (который к тому времени уже растаял).
В итоге около сотни правозащитников все-таки пришли на Лубянскую площадь, чтобы просто возложить цветы к Соловецкому камню и почтить память жертв депортации минутой молчания. Правда, у некоторых членов движения «Российские радикалы» были плакаты, выражающие протест против войны в Чечне. На требование милиции разойтись Лев Пономарев, взобравшись на парапет, объявил: «Хотя запрет нашего митинга незаконен, но мы законопослушные граждане, и после минуты молчания прошу всех разойтись». Впрочем, даже в минуту молчания милиционеры в мегафоны продолжали выкрикивать требования разойтись. Затем сотрудники милиции задержали Пономарева, а Храмов «сдался» стражам порядка сам.
В тот же день Международная Хельсинкская федерация (МХФ) потребовала от Кремля аннулировать итоги президентских выборов в Чечне и призвала российские власти вступить в переговоры с «демократическими чеченскими силами» и положить конец насилию. Соответствующая «петиция мира» была вручена западными правозащитниками российскому послу в Австрии Александру Головину. Кроме того, МХФ уже осудила разгон митинга на Лубянской площади.
═
По просьбе «НГ» ситуацию прокомментировали известные правозащитники.
═
Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы:
═
– Результаты выборов в Чечне не отражают волеизъявления избирателей. Наши коллеги на Западе убеждены, что если выборы фальсифицированы, то нужно их отменять. Хельсинкская федерация – это единственная международная организация, которая имеет отделения в 38 странах мира, и в демократических странах ее голос очень значим. О нашей стране я такого сказать не могу. И я, мягко говоря, очень сомневаюсь, что результаты выборов будут аннулированы. Но правозащитники, как правило, требуют того, что должно быть по закону и по совести. В советские времена у нас даже был лозунг: «Будем реалистами, будем требовать невозможного». Что касается задержки с подобным заявлением (с момента выборов в Чечне прошло почти полгода. – А.Р.), то она вызвана «плохой коммуникацией». Пока мы сделали доклад, пока перевели на английский, пока они его «усвоили»...
═
Светлана Ганнушкина, член комиссии по правам человека при президенте России:
═
– Когда Пономарева и Храмова забрали, я отправилась вслед за ними в отделение милиции. Меня туда пропустили по «корочке» члена комиссии и заверили, что задержанных скоро выпустят и никаких последствий не будет. Однако, как выяснилось потом, был составлен соответствующий рапорт и дела об административных нарушениях направлены в Басманный суд. Я думаю, все закончится штрафом. Но дело не в этом. Дело в том, что впервые за много лет был запрещен мирный митинг против войны в Чечне, причем запрещен каким-то полууголовным способом.
═
Из досье «НГ»:
═
Международная Хельсинкская федерация по правам человека, созданная в 1982 г., состоит из неправительственных организаций 38 стран и является ассоциированным членом учреждений ООН и Совета Европы. Основная цель федерации – мониторинг соблюдения гуманитарных условий Хельсинкских соглашений 1975 г.
Московская Хельсинкская группа сформирована 12 мая 1976 г. Ежегодные доклады МХГ, подготовленные при помощи общероссийской сети мониторинга, широко используются в ООН, Совете Европы и ОБСЕ.