Заманчивая инициатива ивановских депутатов, предложивших удлинить срок президентских полномочий до 7 лет, потерпела полное фиаско. Голоса полусотни жириновцев и патриотов из группы Рогозина – это все, что она получила в Госдуме. Ничего другого, собственно, и не ожидалось. Если сам президент сказал, что он – против, кто бы спорил! По всем приметам – это одна из тех инициатив, которые инспирируются и обсуждаются именно затем, чтобы быть отвергнутыми. Акт показательного умерщвления подобных проектов – то же самое, что сжигание чучел. Весь смысл ритуала – в том, чтобы чучело сжечь.
Зачем нужны такие ритуалы – не вопрос. Ивановские депутаты, как легко понять, чрезвычайно ценят действующего президента и боятся, что в 2008 году он может уступить место другому. Действующий президент, со своей стороны, страшно дорожит стабильностью Конституции, принципом регулярной сменяемости власти и совершенно равнодушен к чинам и почестям. Ему, разумеется, близки и понятны чувства любящих сограждан, он готов разделить их опасения, но Конституция – это святое! Хоть режьте, не может президент поступиться священными основами демократии!
Проблема, однако, в том, что не все 145 миллионов соотечественников уже убеждены в этом. Еще больше маловеров среди зарубежной общественности. Там, на Западе, многие сомневаются: демократ ли российский президент Путин? Иногда даже в самых приличных газетах о нем пишут, будто о диктаторе. Отсюда – потребность в постоянных и художественно выразительных опровержениях. Время от времени кому-нибудь приходится призывать Путина на пожизненное царство, а ему – мягко, но принципиально отказываться. Естественно, что проявления народной любви стали особенно назойливыми в канун президентских перевыборов. С этой волной в одиночку Путину было уже не справиться – пришлось бросать в прорыв Думу.
Короче говоря, это одна из стандартных политтехнологий. Ивановские инициаторы – далеко не первопроходцы, предложения об удлинении президентского срока не раз вбрасывались еще при Ельцине. Эксперты, мнения которых «НГ» представила в предыдущем номере, уверены, что и при Путине таких вбросов будет еще немало. Хотя со временем их целевое назначение, наверняка, изменится. Если до сих пор готовность россиян к бесконечному переизбранию действующего президента и его стойкое нежелание ломать Конституцию имело смысл демонстрировать исключительно в рекламных целях, то по мере истечения второго срока в этом нужды уже не будет. Тогда возникнут новые потребности.
В принципе никто не может исключить, что однажды инициатива типа ивановской будет употреблена по прямому назначению. То есть президент устанет сопротивляться давлению масс и согласится руководить страной покуда хватит сил. Но это самый бесхитростный вариант, спектакль для дошкольников. Между тем идея продления полномочий может быть использована в более тонкой игре.
Владимир Путин уже дал понять, что одна из главных его задач на следующие четыре года – подготовка преемника. Он, видимо, объявил об этом, чтобы ни у кого не было сомнений: назначение преемника – законное право действующего лидера. При этом он, безусловно, понимает, что такого права у него нет, что «должность» преемника будет предметом острой борьбы элит, и эта борьба может выйти из-под президентского контроля, как едва не случилось в 1999 году. В таком случае «продление полномочий» может стать хорошей страшилкой, применяемой для консолидации и умиротворения правящего класса. То есть чучело будет использовано в качестве пугала.
Это тоже не новый прием, его использовали при позднем Ельцине, хотя в тогдашней ситуации он не мог быть особенно эффективным. Прием довольно прост. Часть влиятельных элитных группировок может не согласиться с путинским кандидатом в преемники и затеет контригру. По ходу дела эти люди наверняка перегрызутся между собой и не на шутку напугают простых обывателей. В предчувствии неотвратимой катастрофы ответственные граждане и организации бросятся к батюшке Путину и потребуют не бросать Россию на произвол судьбы. «Делать нечего, – собрав передравшихся «племенных вождей», вздохнет президент. – Если вам не нравится мой преемник, тогда править буду я. Нельзя же оставить страну вам на растерзание!» Перед лицом этой угрозы элите придется умерить свои претензии и согласиться с государевым выбором.
Вообще говоря, страшилка продленного правления – хорошее средство компенсировать пресловутый эффект «хромой утки». Когда начальник досиживает отмерянный срок, его уже мало кто слушается. За его спиной складываются тайные союзы, у него под носом тырят, что ни попадя, указов никто не читает, государственные дела заброшены, все только и ждут, когда же он наконец выметется. Другое дело, когда никто не уверен, что в назначенный день он точно уйдет. В отсутствие иных инструментов это позволяет сохранить хотя бы минимальное почтение к власти.