Биография кандидата Глазьева теперь подпорчена.
Коллаж Екатерины Саратовой
На днях глава ЦИКа Александр Вешняков продемонстрировал журналистам один из первых экземпляров информационного плаката, посредством которого российские избиратели могут ознакомиться с полным списком кандидатов в президенты, расположенных в алфавитном порядке. И в общих чертах с самими кандидатами (портреты, краткие биографические данные, сведения об имуществе и доходах, задекларированные самими кандидатами и результаты их проверки). Половина тиража – в рамках кампании по информационному обеспечению выборов планируется изготовить 200 тыс. экземпляров – предназначена для избирательных участков. Остальные, по словам Вешнякова, появятся в «разного рода общественных местах». С учетом всех прочих источников информации, освещающих ход предвыборной кампании, плакат – далеко не главный источник сведений о кандидатах.
Однако именно благодаря этому «официальному документу» стали известны любопытные подробности о результатах проверки сведений, которые каждый претендент на пост президента обязан о себе сообщить. Выяснилось, что Сергей Глазьев утаил от общественности 47,15 тыс. руб. (гонорары за публикации и лекции, про которые, как утверждают в штабе кандидата, он просто забыл). «Незначительная», как ее оценил глава ЦИКа, недостоверность сведений по новому избирательному законодательству серьезными неприятностями забывчивому кандидату не грозит (вот на выборах 2000 года за это могли бы и с регистрации снять). Однако вот что примечательно – до сих пор ЦИК нигде сведений о выявленных фактах недостоверности данных, указанных кандидатом о себе, не обнародовал.
Между тем по технологии проверка достоверности сведений проводится до того, как Центризбирком выносит решение о регистрации кандидата (напомним, что окончательные итоги регистрации претендентов ЦИК подвел полторы недели назад). На тот момент никаких претензий к достоверности сведений, заявленных о себе кандидатами, не предъявлялось. Если, конечно, не принимать в расчет тот факт, что член ЦИКа с совещательным голосом от КПРФ Вадим Соловьев настойчиво обращал внимание комиссии на «неоднородность» сложившейся практики в оценке достоверности биографических сведений о кандидатах: если Скуратову в свое время отказали в регистрации из-за того, что он забыл упомянуть свою профессорскую должность, то Владимиру Путину нынче «простили» не упомянутую им должность Верховного главнокомандующего, главы Совета безопасности и прочая, прочая. Навязанная ЦИКу все тем же Соловьевым дискуссия насчет того, что Сергей Миронов заявил себя как главу Совета Федерации, но забыл указать, что является еще и членом, также никаких последствий не имела. Если верить плакату, Глазьев оказался единственным кандидатом, допустившим неточность в указанных о себе данных.
«Мы всем продемонстрировали, что пристрастия нет ни к кому из кандидатов, – прокомментировали «НГ» ситуацию в Центризбиркоме. – Сведения о допущенных неточностях сообщаются на основании результатов проверки Налоговой службы. Кандидат с этими данными согласен и уже дал объяснение, что средства были направлены на благотворительные цели».
Как рассказала «НГ» руководитель избирательной кампании Глазьева Яна Дубейковская, о том, что в документах кандидата обнаружены неточности, Центризбирком поставил в известность штаб кандидата только 11 февряля – на момент регистрации замечаний такого рода не было. «С учетом того, что наш кандидат много выступает и публикуется, мы специально запрашивали в налоговых инспекциях сведения о его доходах, - пояснила она. - И составляли отчет, исходя из этих данных. Почему нам предоставили одни сведения, а Центризбиркому – другие, для нас остается загадкой». Забывчивость кандидата здесь объясняют тем, что Глазьев просто не получал деньги, причитающиеся ему за чтение лекций в ряде вузов. Оставлял их на организацию студенческих встреч, чаепитий и всякие прочие виды стимулирования интереса молодежи к науке.