Вчера Госдума отвергла конституционную поправку ивановских законодателей, предлагавших удлинить срок полномочий президента РФ до семи лет. Инициативу свою ивановцы традиционно объяснили коллегам стремлением к «государственной стабильности». Однако глава думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин призвал парламентариев поправку отвергнуть. Собственно, еще накануне Борис Грызлов предупреждал – голосование будет формальной процедурой, решение принято. Смущало, однако, стремление депутатов поправки рассматривать, несмотря ни на что: если уж они настолько неприемлемы – зачем было огород городить? Было в этой истории нечто фальшивое – да и осталось. Допустим, депутаты их одобрили бы – велики ли шансы новому, по сути, законопроекту, пройти все инстанции до 14 марта – чтобы семилетним карт-бланшем воспользовался президент? На этот вопрос «НГ» ответил член Совета Федерации Валерий Горегляд: «Инициатива ивановских депутатов, будучи проектом поправки в Конституцию, в соответствии со статьей 136 Основного закона, должна оформляться в таком же порядке, что и проект федерального конституционного закона.
Этот порядок прописан в статье 108 Конституции, которая позволяет считать такой закон принятым, если за него проголосовало не менее двух третей депутатов Госдумы, а затем не менее трех четвертей членов Совета Федерации. В случае принятия закона его в течение 14 дней должен подписать президент РФ. Кроме того, Конституция позволит поправке вступить в силу только после одобрения ее законодательными органами не менее двух третей субъектов Федерации».
Вряд ли документ будет принят в нынешней ситуации, считает Горегляд. Депутаты «Единой России» наверняка поддержат своего лидера, уверен сенатор, что автоматически не позволит сторонникам проекта добиться согласия квалифицированного большинства в Госдуме: «Но даже если предположить почти невероятное и закон был бы принят, процедура согласования его в регионах навряд ли бы завершилась к 14 марта».
Во-первых, не в каждом регионе у «Единой России» оказалась бы половина, а то и две трети депутатов в местных парламентах. Необходимые голоса можно собрать только при огромном напряжении административного ресурса либо с помощью значительных финансовых преференций тем субъектам, которых не хватало бы до заветной цифры 60.
Внесение поправок в Конституцию – долговременный процесс, считает юрист Вадим Прохоров: «Это все реально и возможно, времени на процедуры уже не остается». По его мнению, законодатели в конечном счете могут попытаться настоять на пяти годах (но не на семи), однако речь пойдет уже о следующих выборах. В разговоре с корреспондентом «НГ» Прохоров назвал ивановскую инициативу «пробным шаром, который сработал не лучшим образом». Он убежден, что, если до 14 марта вдруг появятся новые подобные предложения, они снова будут зарублены.
Экс-депутат и ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН Виктор Шейнис уверен, что цель подобных новаций – «привлечение внимания к Государственной Думе». «Абсолютно никаких шансов на прохождение этого предложения, после того как президент и «Единая Россия» определили свою позицию, когда практически все три инстанции контролируются Кремлем, не существует, – заверил он «НГ», – конечно, до тех пор, пока Кремль не изменит свою позицию». Поскольку инициаторам поправки все это известно, «делается это исключительно для того, чтобы привлечь внимание к данному вопросу, лишний раз покрасоваться на экране», – считает Шейнис. Он не исключает, что «через некоторое время эта проблема вновь всплывет», но до 14 марта даже при благоприятных обстоятельствах срок президентства увеличен не будет.
А это означает, что главной задачей в обозримом будущем для Кремля станет поиск преемника. Список потенциальных соперников Путина включал в разные времена до десятка имен. Сегодня в «сухом остатке» слухов пятеро: Михаил Касьянов, Борис Грызлов, Николай Патрушев, Сергей Миронов и Сергей Иванов.
Фигура Касьянова особенно оживленно обсуждалась летом 2002-го – она считалась достаточно компромиссной и пользовалась могучей поддержкой тогдашнего главы президентской администрации Волошина. Сохранись и сегодня такая раскладка сил, шансы премьер-министра были бы по-прежнему велики, поскольку как раз в экономике, во всяком случае – официально, ситуация вполне благополучная. Борис Грызлов, кажется, ближе остальных к заветной цели – однако брошен сегодня на партийные дела, в которых основательно «погряз», что, впрочем, вряд ли помешает ему года через четыре отвлечься от текучки «Единой России».
Хорошие шансы у Николая Патрушева – хотя бы в силу принадлежности к стану «питерских», а также по причине закрытости ведомства: обыватель никогда не скажет с уверенностью, участились ли теракты или их могло быть и больше, если бы не бдительность спецслужб. Сергей Миронов был бы всем хорош, если бы не являлся копией Путина: такой кандидат рискует надоесть избирателю, не успев заявить о претензиях на главный пост страны. Наконец, еще накануне провальных военных учений прекрасно смотрелся в перспективе кампании-2008 Сергей Иванов. Поставит ли крест на его карьере «стратегическая» неудача с самоликвидирующимися ракетами – покажет ближайшее будущее. Впрочем, возможно, спустя неделю военное ведомство постарается осторожно перевести стрелки на «плохое финансирование армии из бюджета», и министр обороны воспрянет из пепла, подобно Фениксу.