В XXI веке каждая страна сталкивается с ключевыми вопросами развития науки и технологий. Как стимулировать рост производства в условиях информационной экономики? Как предотвращать ущерб, причиняемый окружающей среде на глобальном и региональном уровнях? Как наиболее эффективно использовать новые полезные технологии, пресекать террористические акты или принимать незамедлительные меры в случае быстрого распространения новых болезней? Сегодня ни одна страна, стремящаяся проводить по этим направлениям целенаправленную политику и принимать в связи с ними эффективные меры, не может не иметь самостоятельного потенциала в области науки и технологии.
На Саммите тысячелетия Организации Объединенных Наций в сентябре 2000 года руководители стран мира приняли Декларацию тысячелетия – ряд общих задач, в которых внимание сосредоточено на основных вызовах современности. В основе декларации лежат восемь целей в области развития на рубеже тысячелетия, предусматривающих снижение вдвое уровня крайней бедности, приостановление распространения СПИДа и обеспечение всеобщего начального образования к 2015 году. Они представляют собой ряд простых, но важных задач, которые легко найдут понимание и поддержку у любого простого человека от Нью-Йорка до Найроби или Нью-Дели.
Однако на сегодняшний день в осуществлении этих целей удалось добиться в лучшем случае лишь относительных успехов. Тому много причин, в том числе и слабый рост мировой экономики, медленное продвижение развивающихся стран по пути реформ и отсутствие должной поддержки со стороны развитых стран. Для решения данного вопроса необходимо истинное партнерство развитых и развивающихся стран – в том числе и партнерство в сфере науки и технологий. Сотрудничество научных и технологических сообществ различных стран и регионов создает обширный фонд общих для всех знаний и профессионального опыта. Если каждая страна будет иметь полный доступ к широкому мировому научному сообществу и получит возможность разрабатывать свой собственный научный потенциал, ее общественность сможет вступить в прямой диалог относительно преимуществ и опасностей новых технологий, таких, как созданные при помощи генной инженерии искусственные организмы и нанотехнологии. Это даст возможность принимать осознанные решения о внедрении этих технологий в нашу жизнь.
Нам выпало счастье жить в эпоху, предоставляющую нам новые возможности для вовлечения всех стран мира в великое дело развития науки и техники. Повсюду разрабатываются новые модели научно-образовательных программ, направленных на расширение возможностей в сфере образования, такие, как чилийская Programa Amigos de la Ciencia, которая предполагает преподавание научных знаний детям из бедных семей и создание для них стимула для продолжения занятий наукой во время получения среднего образования; или модель реформы в сфере науки и образования Американского национального центра научных ресурсов, обеспечивающая практическую связь приобретаемых студентами знаний с их повседневной жизнью. В настоящее время новые виды коммуникаций позволяют даже ученым из наименее развитых стран участвовать в сотрудничестве в сфере научных исследований с их коллегами из соседних стран или с другой стороны земного шара. Например, Сеть по науке и развитию с центром в Лондоне предлагает представителям развивающихся стран новейшую информацию по вопросам, связанным с наукой, и занимается созданием региональных сетей научных учреждений.
Эти усилия внушают оптимизм, однако нужно сделать еще больше. Для достижения этих целей нам необходимо в полной мере задействовать творческие способности человека, его изобретательность и склонность к инновациям. В недавно вышедшем докладе под названием "Создание лучшего будущего: стратегия наращивания глобального научно-технического потенциала" содержатся новые инициативы по укреплению национального научного потенциала во всех регионах мира и поощрению глобального сотрудничества. Это доклад является результатом деятельности международной исследовательской группы, состоящей из известных ученых и созванной новым Межакадемическим советом (МАК), органом, создание которого отчасти явилось ответом на мой собственный призыв к национальным академиям наук мобилизовать своих лучших ученых с тем, чтобы обеспечить Организации Объединенных Наций и другим международным организациям доступ к экспертным знаниям и консультациям. В докладе рекомендуется, чтобы каждая страна выработала свою стратегию в сфере науки и техники, отражающую местные приоритеты, включая поддержку фундаментальной науки, образования и профессиональной подготовки, которая позволила бы добиться на местном уровне компетентности в избранных областях, являющихся приоритетными для данной страны. В докладе предлагается, чтобы развивающиеся страны направляли не менее 1–1,5% своего валового внутреннего продукта на наращивание потенциала в сфере науки и техники.
Во втором докладе Межакадемического совета, который должен быть выпущен летом этого года, будут содержаться конкретные рекомендации относительно использования достижений науки и техники для повышения продуктивности сельского хозяйства в Африке. Его составляет группа экспертов из Африки и других регионов, работающих совместно над вопросом, имеющим решающее значение для жизней сотен миллионов африканцев.
Эти усилия, предпринимаемые в рамках Межакадемического совета, свидетельствуют о тот, что дух глобального партнерства все еще не угас в мировом научном сообществе. Надеюсь, что мы будем и дальше наращивать этот импульс и что он распространится и на другие области человеческой деятельности.