Виктор Иванов озадачил Валерия Зорькина и других судей.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Вчера в московском «Президент-Отеле» председатели арбитражных судов страны подводили итоги года и обсуждали ближайшие перспективы совершенствования российского экономического правосудия. Предполагалось, что обсуждение столь животрепещущих тем пройдет в весьма представительном кругу: в «Президент-Отеле» ждали главу президентской администрации Дмитрия Медведева и его первого зама Дмитрия Козака, обоих спикеров парламента, главу правительства Михаила Касьянова во главе целой делегации министров – финансов, экономического развития, внутренних дел, юстиции, а также председателя Счетной палаты и председателя Центробанка.
Увы, пленарные заседания обеих палат парламента и внеплановое заседание правительства основательно проредили количество вип-гостей: администрацию президента представлял Виктор Иванов. Приехали руководители Конституционного и Верховного судов и генпрокурор Устинов.
Замглавы кремлевской администрации задачи перед арбитражными судьями поставил совершенно конкретные.
Главное в деятельности судов, разъяснил присутствующим Иванов, сделать все возможное для финансового оздоровления предприятий, особенно градообразующих и военно-промышленного комплекса. Если банкротство оборонной промышленности и дальше будет идти такими темпами, наши Вооруженные силы останутся без оружия. В прошлом году к производству принято около 9 тысяч заявлений о признании банкротом, и это почти в десять раз меньше, чем в предыдущие годы. Но увы, наиболее привлекательные предприятия в массе своей либо уже находятся в стадии банкротства, либо просто прекратили существование – процедура банкротства давно превратилась в инструмент перераспределения собственности, и все это проходит через суды.
Поэтому следует совершенствовать кадровый отбор: президентские структуры в прошлом году отклоняли каждую десятую кандидатуру из предложенных. В этом деле нужен контроль и еще раз контроль, объяснял Иванов судьям. И если у адвоката с 30-летним стажем и очень хорошим заработком вдруг появляется желание пойти в относительно низкооплачиваемые судьи, то нужно еще изучить мотив такого душевного движения. По залу, в котором сидели люди «низкооплачиваемые», но одетые в очень дорогие костюмы, пронесся тихий ропот. А потом Иванов пообещал судьям механизм защиты от попыток использования СМИ для их дискредитации (уже не в первый раз пообещал – надо думать, в администрации действительно что-то такое придумали).
Проблема кадров волнует и председателя Высшего арбитражного суда Вениамина Яковлева: в декабре, напомнил он, систему экономических судов ждет «одномоментный уход огромного количества самых опытных судей». О кадровых потерях Яковлев говорил с нескрываемым сожалением, и всем понятно – почему: в связи с достижением предельного по новым законам возраста придется уйти в отставку и самому председателю Высшего арбитражного суда. Это первая столь масштабная кадровая ротация (около 40 арбитражных судей ушли в отставку в минувшем году, более 50 уйдут в нынешнем) за все 12 лет существования арбитражных судов в России. О том, что преемника ему будет подбирать Кремль, Яковлев говорит открыто.
«Это – вопрос колоссальной важности, потому что вся система так или иначе настраивается на руководителей. И я думаю, решать его будет президент, потому что он имеет право вносить кандидатуру на рассмотрение Федерального собрания».