Впервые за годы новой истории России президентские выборы лишены привычной интриги. Сегодня речь идет не о борьбе нескольких харизматических лидеров и не об идеологическом противостоянии: ценность рынка, частной собственности, необходимость активного «встраивания» в сообщество передовых государств уже не подвергаются сомнению ни политическими элитами, ни подавляющей частью населения. Веление времени – широкий концептуально-содержательный диалог о методах и механизмах развития государства и общества.
Разумеется, в целом должна быть сохранена преемственность избранного курса: борьба с коррупцией и бедностью, административная, военная и налоговая реформы, противостояние международному терроризму, наведение порядка в использовании природных богатств┘ В то же время важной составляющей нового «контракта» между обществом и президентом станет, как представляется, коренная модернизация страны и особенно – социально-экономических условий нашей жизни.
От этого зависит судьба российской демократии, которую сегодня кое-кто явно преждевременно пытается похоронить, намекая на неизбежное наступление авторитаризма в свете известных событий вокруг олигархов. На самом деле все далеко не столь однозначно. Стремление власти покончить с их бесконтрольностью, с очевидным дисбалансом размеров богатств и масштабов ответственности крупного бизнеса перед государством и обществом, укрепление Кремля в роли ведущей политической доминанты и возрастание управляемости страной, на мой взгляд, не только не свидетельствуют о якобы поражении демократии, но напротив – внушают надежду, что Россия наконец получает шанс избавиться от опасных проявлений непредсказуемости, сформировать устойчивую политическую систему и конкурентоспособную экономику.
Замечу, кстати, что в странах традиционной демократии это зачастую понимают лучше, нежели у нас. Так, в ходе недавней поездки Ирины Хакамады в США, по ее собственному признанию, видные представители американских деловых кругов дали понять, что «хотели бы иметь дело с Путиным», поскольку видят в нем не только авторитетного политика, но и признанного лидера, разделяющего базовые ценности современной цивилизации.
Подход американских бизнесменов вполне понятен, если вспомнить слова Франклина Рузвельта, который утверждал: «...нужда и свобода несовместимы. Подлинная свобода отдельной личности невозможна без экономической безопасности и независимости. Массы голодных и безработных – это та почва, на которой вырастают диктатуры». Эта опасность нас, к счастью, миновала – именно благодаря тому, что за последние годы сокращается число обездоленных, в народе возрождается надежда на достойное будущее. Поэтому, мягко говоря, нелогично подозревать в диктаторских помыслах президента, который стремится покончить с доставшимися от прошлых лет нищетой и беспределом, привить обществу способность жить не «по понятиям», а руководствоваться законом, обеспечить социальную стабильность, экономический рост и повести Россию по пути процветания.
Через несколько недель граждане выдадут действующему президенту новый мандат на проведение политических и экономических реформ в интересах большинства. И глава государства, получив неоспоримый карт-бланш на преобразования, будет ответственен лишь перед своими избирателями.
Это обстоятельство беспрецедентно повышает значение второго президентского срока Владимира Путина, поскольку актуализирует необходимость появления новых идей, способных объединить и воодушевить прежде всего те социальные слои, которые обеспечивают прогресс и процветание нации.
Что следовало бы выделить в числе приоритетов второго срока правления Владимира Владимировича Путина? Ощутимое усиление роли предпринимательской инициативы в ускорении экономического роста. Но одновременно – повышение социальной ответственности бизнеса, без чего само его существование по большому счету не только бессмысленно, но и аморально. Убежден в этом, поскольку именно диалектическое единство социальной ответственности и индивидуальной предприимчивости составляет суть цивилизованных рыночных отношений. Отсюда понятно, что государство обязано все более настойчиво способствовать становлению и развитию малого и среднего бизнеса: иначе невозможно диверсифицировать экономику, обеспечить необходимые структурные сдвиги, способные, к примеру, снизить зависимость страны от внешней конъюнктуры цен на энергоносители, повысить активность российских и зарубежных инвесторов на внутреннем рынке, стимулировать отечественных товаропроизводителей и т.д.
Такие шаги сами по себе неизбежно поставят в повестку дня вопрос дальнейшей демократизации общественно-политической жизни, формирования ответственного гражданского общества. И не только потому, что будет расти число независимых производителей, представителей среднего класса, являющихся единственной опорой народовластия. Укрепление вертикали власти в условиях активизации частного предпринимательства объективно приведет к децентрализации управления. А это означает развитие различных форм самоуправления, которому можно будет постепенно делегировать на местном уровне все большее число управленческих функций и полномочий.
По существу, мы являемся свидетелями того, что так называемая «система управляемой демократии», вызывающая немало споров и подозрений, на самом деле есть средство продолжения всесторонних преобразований, призванных изменить нашу жизнь к лучшему.