В понедельник в библиотеке Института биоорганической химии РАН им. М.М. Шемякина и Ю.А. Овчинникова Владимир Путин провел заседание Совета при президенте России по науке и высоким технологиям. Событие более или менее рядовое и заседание более или менее очередное, но, поскольку оно чуть ли не день в день совпало с началом предвыборной президентской кампании, многие восприняли его как предвыборное выступление самого перспективного из кандидатов. Если так, оно оказалось на редкость удачным.
Говорили о болевых точках науки, которые почти за полтора десятилетия успели набить оскомину, – унизительных зарплатах ученых, смехотворном научном бюджете, необходимости поддерживать инновации, утечке мозгов и т.п. Главное же, беседовали о необходимости сделать Россию "обществом, основанным на знаниях". Создать подобное общество из сугубо сырьевой державы, в которую сейчас превратилась Россия, – задача совершенно необходимая, чтобы сделать нас здоровыми, но богатыми. Сырьевые страны живут, как правило, очень плохо.
Путин проявил недюжинную компетентность в проблемах, раздирающих печень науки. В отличие от остальных именитых выступающих он, уже в который раз, заявил о необходимости создать нормальное законодательство по интеллектуальной собственности.
Правительство, как сказал президент, близко к сердцу принимает проблемы российской науки и всемерно старается ее поддержать. Он напомнил, что начиная с 2000 года расходы на нее выросли более чем в 2,5 раза.
Где-то с год-полтора назад из источников, близких к президентским кругам, нам стало известно, что реформацией российской науки и соответственно превращением нашего газо-нефтяного государства в государство, экономика которого держалась бы на высоких технологиях, Владимир Путин решил всерьез заняться после своего второго переизбрания. Насколько достоверна эта информация, так и осталось неизвестным, но по неоднократным прежним, да и вчерашним высказываниям Путина, это очень даже может соответствовать действительности. Похоже, что в этом вопросе он настроен искренне и решительно.
Тут, правда, есть несколько маленьких "но", несмотря на неоднократные попытки и этого и прошлого президентов хоть что-нибудь сделать в смысле научной реформы. Одно из этих "но" озвучил нобелевский лауреат Жорес Алферов. Существенную часть своей шведской премии он потратил на Фонд науки и технологии, помогающий ученым продвигать свои идеи. Единственное, что не нравилось Жоресу Ивановичу, – это то, что 51 копейку с каждого рубля, предназначенного ученым, государство отбирало себе в виде налогов. Несмотря на то что Путин после беседы с Алферовым собственноручно наложил на его прошение положительную резолюцию, аппарат сделал все, чтобы это дело не пропустить. И все осталось, как было.
Путин, весьма помрачневший к концу заседания, когда все это произносилось, признал, что такое препятствие, увы, существует. "Бюрократия, – сказал он, – это общая проблема для всего мира. Правительство направило предложения по этому поводу, и в самом скором времени мы их будем рассматривать".