Возникший из относительной неизвестности четыре года назад для того, чтобы занять кресло президента Российской Федерации, Владимир Путин является ныне неоспоримым лидером своей страны. В результате еще большего укрепления его власти после недавних, пусть и не лишенных недостатков, парламентских выборов он стоит на пороге получения второго президентского мандата на выборах, намеченных на середину марта. Однако если о надежности его позиций вопросов нет, то остаются вопросы относительно того, как президент Путин будет использовать свою значительную власть для определения внутреннего развития и внешней политики России. Та роль, которую Россия станет играть в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), также будет важным показателем того, насколько президент Путин заинтересован в налаживании продуктивного партнерства с Западом.
Председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов высказал недавно мысль о том, что ОБСЕ больше не отвечает интересам России. Он считает, что смысл существования ОБСЕ – который изначально состоял в привлечении СССР к обсуждению вопросов демократизации и прав человека в обмен на согласие Запада вести переговоры о контроле над вооружениями – оказался исчерпанным с окончанием холодной войны. Более того, господин Маргелов утверждает, что господство НАТО в военно-политических вопросах в сочетании с той ролью, которую играет Евросоюз в экономической сфере, превратило прежде многомерную деятельность ОБСЕ в географически и функционально ограниченную и дискриминационную сосредоточенность на вопросах демократии на бывшем советском пространстве.
Однако это ошибочное утверждение, поскольку в интересы России входит превращение ее соседей в стабильные и процветающие демократические страны. Вместо того чтобы рассматривать принципы и стандарты ОБСЕ, формированию которых Москва содействовала на протяжении многих лет, как вызов интересам России, на них надо смотреть как на основные инструменты укрепления безопасности внутри страны и за рубежом. В этом смысле ОБСЕ создала важные и полезные рамки для построения более сильной России и укрепления ее лидирующей роли. России следует использовать эту организацию к своей выгоде и для развития нашей общей демократической повестки дня, а не рассматривать в ней угрозу своим интересам.
Мы неоднократно видели, что, когда Россия решает играть позитивную роль, она может быть наилучшим из партнеров – активно сотрудничая с ОБСЕ в борьбе с международным терроризмом и торговлей людьми и содействуя усилению роли этой организации в экономической сфере и в вопросах охраны окружающей среды. С самого начала военные силы России играли важную роль в постдейтоновских операциях по поддержанию мира на Балканах.
Недавние шаги президента Путина и Думы по усилению законодательства, направленного на пресечение торговли людьми, являются хорошим примером положительной инициативы России по требующим решения вопросам защиты прав человека. Такие шаги не только как нельзя лучше отвечают интересам народа России, но и усиливают ее роль и повышают престиж во всем мире. То же самое можно сказать и о решительных высказываниях президента Путина, осуждающих антисемитизм.
Внутри страны заявленной целью президента Путина является построение "единой России". Чтобы это стало чем-то большим, чем просто лозунг, ему придется выбирать между продвижением к этой цели путем укрепления свободы и применением силы – то есть между использованием элементов плюралистического гражданского общества или отказом от них, если не полным их устранением. Быстрое исчезновение независимых электронных средств массовой информации, действия, направленные против неправительственных организаций, занимающихся вопросами прав человека и защиты демократии, и манипуляции с выборами должны быть исправлены выполнением Россией своих обязательств как члена ОБСЕ, если она собирается играть ту лидирующую роль, которую она играть может и должна. Эти обязательства представляют собой гораздо лучший путь к прогрессу и процветанию, чем невразумительный принцип так называемой "управляемой демократии", популярный в некоторых политических кругах, близких к Путину.
ОБСЕ также может быть важным средством для разрешения вопросов, вызывающих обеспокоенность у международного сообщества. Москве следует серьезно вовлечь ОБСЕ в усилия по достижению политического решения нынешнего конфликта в Чечне, который длится уже пятый год. Хотя Россия обязалась вывести свои войска из Приднестровья в Молдавии на саммите ОБСЕ 1999 года, эти войска не были выведены, и усилия по достижению урегулирования были осложнены "вольным" ведением переговоров Россией вне согласованных международных рамок.
Российские войска также остаются в Грузии, и эта политика способствовала усугублению сложного положения в этой стране, раздираемой конфликтами и рознью. Явное содействие сепаратистам в Грузии выставляет Россию эдаким громилой-обидчиком и нарушителем спокойствия и снижает ее международный престиж. Кроме того, престиж России был подорван осложнением в конце октября ее отношений с Украиной в связи с вопросом об острове Тузла.
В распоряжении России имеется значительный капитал – в том числе закаленный на службе дипломатический корпус – для решения задач ОБСЕ по преодолению наследия прошлого и повышению безопасности через содействие развитию демократии, уважению прав человека и соблюдению верховенства закона. Однако шагами, подобными тем, что перечислены выше, Москва вызвала сомнения в своих намерениях и обеспокоенность, снизив тем самым свою способность убедить партнеров по ОБСЕ в положительной мотивации своих политических действий в регионе.
Всеобъемлющий характер ОБСЕ и членство в этой организации дают России уникальное поле деятельности, в рамках которого она может повышать безопасность при одновременном развитии сотрудничества. Когда Россия работает в ОБСЕ как творческий и энергичный партнер, российский народ завоевывает уважение к себе и становится сильнее.
Нашей общей целью в 2004 году должен быть поиск путей к укреплению сотрудничества. От этого выиграют все.