Ответственность за взрыв в московском метро никто на себя не взял.
Фото Reuters
Теракт в московском метро стал очередным свидетельством нарастающего напряжения в преддверии 14 марта – даты президентских выборов. И дело здесь даже не в том, кто организовал этот взрыв или вошел во второй вагон злосчастного поезда. Ведь сорвать выборы ни теоретически, ни практически невозможно. И к терактам, которые с 1999 года с пугающей частотой происходят на территории России, все уже привыкли. Очередная трагедия уже не вызывает истерии ни в обществе, ни в СМИ. Единственное, чем последний теракт выделился из цепи предыдущих, это то, с какой оперативностью выступили высокопоставленные политики страны. И многие из них отыскали в этой трагедии «чеченский след», напрямую связав взрыв с предстоящими в марте президентскими выборами. Во всех без исключения заявлениях звучат одни и те же тезисы: версия произошедшего – теракт, заказчики – чеченские сепаратисты, цель – срыв выборов. Означает ли это, что в сегодняшней России нет другой опасности, кроме как исходящей от чеченских террористов, а у самих экстремистов нет иной задачи, кроме как сорвать выборы президента?
В первые часы после трагедии, когда специалисты еще работали на месте происшествия и не сделали даже предварительных выводов, а прокуратура еще не возбудила уголовного дела, политики вовсю комментировали событие и давали собственные оценки. Складывается впечатление, что они были готовы к теракту и у них уже были подготовлены соответствующие заявления. Первым высказался Владимир Жириновский. «Эта акция накаляет обстановку перед выборами», – заявил лидер ЛДПР перед началом пленарного заседания Госдумы. Он не исключил, что «в период президентской кампании в России будут новые взрывы», и высказался за введение «особого статуса для Москвы», принятие более жестких действий со стороны правоохранительных органов в целях предотвращения террористических актов.
Свою оценку произошедшему дал и спикер Совета Федерации РФ Сергей Миронов. «Мы вновь стали свидетелями человеконенавистнического акта, подтверждающего, что сегодня нет более страшной угрозы, чем терроризм», – заявил он Интерфаксу. По словам Миронова, «теракты, в том числе и в Москве, становятся периодичными и все более частыми. Мы должны, объединившись, сделать все, чтобы остановить волну кровавого террора».
«Авторы подобных преступлений ставят перед собой цель дестабилизировать ситуацию в стране и в конечном итоге сорвать избирательную кампанию», – заявил в пятницу в связи с трагедией председатель ЦИК РФ Александр Вешняков. Он напомнил, что во время избирательной кампании по выборам депутатов Госдумы в 1999 году были взорваны жилые дома в Москве. «Тогда хватило воли, выдержки и мудрости не поддаться на эти провокации, и я уверен, что так будет и сейчас. Вариант срыва выборов не пройдет», – отметил Вешняков.
Наиболее решительным в своих высказываниях был сопредседатель блока «Родина» Дмитрий Рогозин, предложивший «срочно созвать Совет Федерации для рассмотрения вопроса о введении в России чрезвычайного положения и отсрочки президентских выборов».
Претендент на пост президента РФ Ирина Хакамада заявила, что теракт в московском метро является лишним доказательством того, что спецслужбы не справляются с задачей по предотвращению террористических действий. «Очередной страшный теракт проходит на фоне начинающейся предвыборной кампании и, безусловно, вызван неотрегулированностью проблемы Чечни, что бы там ни говорили о легитимности ее нынешней власти», – сказала Ирина Хакамада.
Столичный мэр Юрий Лужков, прервав свой визит в США, в спешном порядке вернулся в Москву и сделал ряд заявлений буквально с трапа самолета. В частности, Лужков заявил, что «в связи с терактом в столичном метро в городе будут ужесточены меры по регистрации приезжих». Практически одновременно спикер Госдумы Борис Грызлов пообещал подвергнуть ревизии все законы, направленные на борьбу с терроризмом. Изменению, по словам Грызлова, скорее всего подвергнутся некоторые статьи УК и УПК РФ «Убежден, что эти статьи следует пересмотреть в сторону ужесточения», – сказал он. Министр обороны Сергей Иванов в своей оценке случившегося заявил, что «этот бесчеловечный теракт имеет и политическую подоплеку и связан с предстоящими президентскими выборами».
В качестве основного предположения правоохранительные органы выдвинули версию теракта. Но до сих пор никто не взял на себя ответственность за взрыв. Между тем уже через несколько часов после взрыва Владимир Путин отыскал в случившемся «чеченский след», возложив ответственность за трагедию на «Аслана Масхадова и его бандитов». «Мы не в первый раз сталкиваемся с синхронизацией преступлений, совершаемых в России, и призывов из-за границы к переговорам с террористами», – цитирует Интерфакс слова президента. Как заявил Владимир Путин, «сам факт, что после совершения преступлений такого рода звучат призывы к переговорам с Масхадовым, свидетельствует о том, что косвенно те, кто делает эти призывы, подтверждают связь Масхадова с бандитами и террористами». Президент заявил: «Нам этих косвенных подтверждений не нужно. Мы наверняка знаем, что Масхадов и его бандиты связаны с этим террором». В заключение Путин констатировал: «Россия не ведет переговоров с террористами, она их уничтожает».