Последние дни перед окончанием регистрации выдались весьма нервными для трех оппозиционных кандидатов – Ивана Рыбкина, Сергея Глазьева и Ирины Хакамады. Рыбкин утверждает, что в его столичном штабе по сбору подписей якобы произошел ночной обыск, завершившийся арестом одного из сотрудников. Глазьев жалуется на давление на сборщиков со стороны ФСБ. В штабе Хакамады недоумевают, почему так сильно затянулась проверка подписных листов в ее поддержку.
Вчера Сергей Глазьев призвал власти прекратить использование грязных технологий для борьбы с оппонентами. Его возмущает организация клеветнической кампании с целью его дискредитации, прежде всего на гостелевидении. «Самый широкий набор используется против моей кандидатуры, – пожаловался претендент журналистам, – начиная от изготовления заведомо клеветнических материалов и завершая прямым давлением сотрудников ФСБ на людей, которые, как им казалось, причастны к сбору подписей, для того чтобы добыть хоть какие-то материалы...» «Клевета и вымыслы», утверждает Глазьев, особенно характерны для одномандатного Подольского округа и Красноярска, где на «чернуху», по его словам, было отдано в три раза больше средств, чем стоила вся его избирательная кампания. Кандидат также искренне не понимает необходимости использования спецслужб в сугубо мирном деле контроля за ходом его избирательной кампании: «Зачем использовать сотрудников ФCБ для проверки подписей?» – возмутился кандидат.
На президента, однако, сопредседатель «Родины» нападать не стал, обвинив во всех грехах «чиновников при дворе», которые «хотят доказать свою полезность и значимость», курируя клеветнические кампании: расчищая политическое пространство, они добиваются того, чтобы ход выборов напоминал президенту «прогулку по Невскому проспекту».
«В высшей степени странным» Глазьеву кажется и местоположение системы подсчета голосов – в помещениях службы охраны президента. «Я бы на месте Путина отказался от попыток использования спецслужб в манипулировании результатами выборов», – заключил он.
Не менее странные вещи происходят с подписями другого кандидата – Ирины Хакамады. Как поведал «НГ» руководитель кампании по сбору подписей в ее штабе Евгений Евсегеев, до сих пор ЦИК изучил лишь 100 тысяч автографов в поддержку бывшего сопредседателя СПС: «Сейчас занимаются Рыбкиным и Глазьевым. Думаю, до нас очередь дойдет в последний момент». Непроверенными – в течение почти недели – остаются остальные автографы. Чем вызвана задержка – неясно. Впрочем, из уже просмотренных представителями ЦИКа бланков с автографами сторонников Хакамады отбраковано всего 3,3%. С одной стороны, повод для оптимизма у соратников претендентки есть. С другой – чего, собственно говоря, дожидаются в ЦИКе? Может, столь гладкий результат проверок не вполне удовлетворил кого-то в Кремле? Так или иначе, регистрационное удостоверение Хакамада скорее всего будет получать в последнюю очередь, 8 февраля.
И совсем уж фантасмагорические события происходят в штабе Ивана Рыбкина. Истории о том, что за оппозиционным кандидатом ведется постоянная слежка и все телефоны его предвыборного штаба прослушиваются, воспринимались публикой со скептицизмом. Слишком уж это напоминало плохой детектив. Но, кажется, «неудобного» Рыбкина с гладкой предвыборной дороги пытаются удалить, следуя законам именно данного жанра. В номере от 5 февраля «НГ» рассказала, как запугивают сборщиков подписей в поддержку бывшего председателя Госдумы по всей России, в тот же день история получила закономерное «шпионское» продолжение.
По словам координатора инициативной группы кандидата Ксении Пономаревой, в ночь со среды на четверг в московский штаб, куда стекались листы с автографами сторонников Рыбкина, с обыском нагрянули представители правоохранительных органов. Как рассказал участник событий, сотрудник штаба Александр Тукаев, ночные гости забрали два компьютера с базами данных и бланки примерно с 30 тысячами отбракованных «штабистами» автографов. В вышедшем вчера заявлении пресс-центра кандидата говорится также, что «по обвинению в фальсификации подписей избирателей был задержан руководитель группы по проверке автографов в поддержку Ивана Рыбкина – Виктор Федорук».
Вот как прокомментировал «НГ» происходящее сам Рыбкин: «К прошлой пятнице из 600 тыс. подписных листов в ЦИКе проверили 580 тысяч, по ним было не больше 10% брака. В понедельник вышло мое обращение в «Коммерсанте», на которое последовала совершенно осатанелая реакция. И в среду мне говорят, что выбраковка составляет уже 17,6%. Что будет дальше, сказать сложно... Люди будут отказываться от тех подписных листов, которые они сами подписывали. Конечно, в таком случае выбраковка может быть и больше 25%. Вообще-то 10 дней уже истекают. Нам должны ответить не позднее 7 февраля. Но уловок много...»