Вешняков зорко следит за служебной позицией членов ЦИКа.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера, как и ожидалось, Центризбирком зарегистрировал главу государства Владимира Путина в качестве кандидата на свой пост. Несмотря на то, что заранее было известно: сам кандидат при сем знаменательном событии присутствовать не намерен, в зале заседаний ЦИКа царила атмосфера торжественной приподнятости. А докладчик по главному вопросу Нина Кулясова не смогла сдержать нервного смешка, приступая к изложению хронологии событий с того момента, как группа избирателей собралась и выдвинула Владимира Путина в президенты.
Как следует из доклада, за последние дни кандидатская биография Путина пополнилась двумя существенными деталями: переданные в ЦИК биографические данные и все прочие сведения, которые должен сообщить о себе кандидат, были признаны верными. А из 600 тысяч подписей, отобранных для проверки из 2 млн. 499 тыс. 937, недостоверными оказались лишь 1,16 процента.
Таким образом, комиссии оставалась сущая формальность – проголосовать за регистрацию кандидата. Однако, как только председатель ЦИК Александр Вешняков опрометчиво подытожил «вопросов нет...», как член комиссии с совещательным голосом Вадим Соловьев сказал, что у него целых два вопроса. Во-первых, какую из своих должностей указал Владимир Путин? А во-вторых, он направил в ЦИК заявление с просьбой рассмотреть факты, изложенные в опубликованной в «НГ» статье «Путинский призыв», где речь шла о нарушениях, допущенных при сборе подписей за президента.
Должность называется «президент РФ», снисходительно объяснили Соловьеву. А материалы заявления – то есть не заявления даже, а обращения, которое прилагалось к статье, – находятся в проверке. Материалы запросили, ответ получите.
Явно услышав то, что хотел, Соловьев попросил слова. И сказал, что он в принципе за регистрацию Владимира Путина в качестве кандидата в президенты, поскольку тот выполнил все процедуры. Однако в ходе думских выборов Центризбирком создал прецедент – Юрию Скуратову было отказано в регистрации кандидатом на том основании, что он не указал все свои должности – в частности, профессора МРСУ. В связи с этим Соловьев попросил ЦИК тщательно изучить вопрос о том, что ведь Путин тоже не указал всех своих должностей, умолчав о том, что является Верховным главнокомандующим, председателем Совбеза и президиума Госсовета.
«Ну вот, даже выступающий с критикой согласен, что у нас есть все основания зарегистрировать кандидата», – подытожил этот выпад Вешняков. «А что касается прошлой избирательной кампании, то мы с вами еще разберемся... юридически корректно...» – пообещал глава ЦИКа. После чего наконец наступил ответственный момент голосования, и все 15 членов избирательной комиссии подняли руки и постарались не жмуриться от вспышек фотокамер. Присутствовавший на заседании руководитель инициативной группы избирателей и ректор МГЮА Олег Кутафин встал и направился к выходу, на ходу отбиваясь от журналистов, пристававших к нему с глупым вопросом: «А почему Путин не пришел и как ему теперь удостоверение отдадут?»
«У Вешнякова спросите», – предложил он и с явным облегчением констатировал: функции инициативной группы сегодня закончились. Дальше всем будет заниматься штаб. Удостоверение будет вручено президенту лично, однако когда и где – это уже вопросы не к нему. Зато он не отказался приоткрыть завесу государственной тайны над тем, где и как сортировали миллионы подписей за президента, поражающих воображение достоверностью.
«У нас есть специальное помещение, которое расположено на Красной площади, с другой стороны Кремля, там вся эта работа и проводилась, – рассказал Олег Кутафин корреспонденту «НГ». – Часть работ, связанных с сортировкой, была сделана на местах. После того как все эти документы пришли в Москву, мы тщательно все проверяли. Потому что понимали: если любой другой кандидат может что-то нарушить, то действующий президент не может ничего нарушить – вы понимаете, это очень ответственная вещь. Поэтому мы старались делать все, что возможно. Вы заметили, наверное, у нас некачественных подписей всего 1,16 процента. На прошлых выборах у того же кандидата было 1,48. То есть мы улучшили свою работу. Это очень кропотливая и очень тяжелая работа. Но мы собрали почти восемь миллионов подписей, так что у нас был хороший выбор. Главный выбор заключался в том, чтобы это было более-менее равномерно по регионам, по социальным группам нашего населения. Мы старались, чтобы было ясно: не какая-то группа поддерживает нашего президента, а широкие слои населения. Идея понятна, да?»
Александр Вешняков тоже не стал объяснять причин отсутствия президента: «Не приехал, потому что не приехал. Закон его не обязывает. Закон обязывает кандидата прибыть на сдачу документов, что и было сделано». Однако, выяснив, что вручать кандидатское удостоверение президенту будет председатель ЦИКа, настырные представители СМИ не унимались: «То есть вы его в Кремль повезете?» – «Да вам какая разница? – не выдержал Вешняков – Не знаю я, поеду или не поеду. Или передам через соответствующих представителей. Удостоверение будет доставлено тому, кому оно принадлежит. Все».
Между тем на этой неделе график у Центризбиркома обещает быть весьма напряженным: уже известно, что вопрос о регистрации «дублера» действующего президента Сергея Миронова комиссия будет рассматривать 6 февраля. Поскольку 8 февраля регистрация должна завершиться, Центризбиркому, по всей видимости, придется заседать и в выходные дни, рассматривая кандидатов в порядке сдачи ими подписей – Иван Рыбкин, Ирина Хакамада, Сергей Глазьев.