Александр Вешняков: 'Вот видите, даже такие тонкости мы вам раскрываем!'
Вчера Центризбирком открыл перед СМИ двери рабочего помещения комиссии в Большом Черкасском переулке (бывшее кафе «Шуры-Муры»), где сейчас полным ходом идет процесс проверки подписей, сданных в поддержку кандидатов в президенты. В проверке участвуют около 100 специалистов, которые пока работают в две смены, рассказал журналистам председатель ЦИКа Александр Вешняков, но при необходимости можно организовать работу и в три.
Такой необходимости пока не возникало: к первой половине дня 27 января в ЦИК поступили подписи только от двух кандидатов – действующего президента Владимира Путина и его «дублера», спикера Совета Федерации Сергея Миронова. Оба сдали по 2,5 миллиона автографов избирателей общим весом около 8 тонн, хотя цифру проверяющие могут назвать только приблизительно, исходя из опыта уничтожения макулатуры, оставшейся после прошлых избирательных кампаний. Но в течение года все коробки с папками будут считаться избирательными документами. «Мы подписи на тонны не взвешиваем, мы их принимаем поштучно», – объяснил Вешняков и добавил, что стремление кандидатов сдать максимально дозволенное законом количество подписей имеет глубокий смысл. Потому что проверяются, разумеется, не все подписи. А только 30 процентов, отобранные методом случайной жеребьевки системой ГАС «Выборы» – то есть 600 тысяч. Если недействительной признается как минимум четвертая часть автографов из «контрольной выборки», то назначается дополнительная проверка. Однако в том случае, когда подписи сданы в минимальном объеме, необходимость в дополнительной проверке отпадает – и так ясно, что до необходимого минимума у кандидата не набирается как минимум 200 тысяч подписей. «Вот видите, даже такие тонкости мы вам раскрываем», – резюмировал глава ЦИКа.
Однако в Центризбиркоме пока не готовы назвать хотя бы приблизительный процент выбраковки подписей – даже при том, что папки с подписями в поддержку Путина в основном просмотрены. Потому что в сомнительных случаях копии подписных листов отправляются в региональные избиркомы и организации паспортно-визовой службы с просьбой дать свои заключения по поводу достоверности сведений. И до обобщения ответов на запросы выводы делать рано. Однако, по словам Вешнякова, уже начало проверки позволяет отметить «некоторую небрежность» – например, в папке, помеченной как Владимирская область, оказались листы из другого региона, а в числе подписантов за Путина обнаружился аж 16-летний подросток. Но обычно самые неаккуратные партии подписей поступают от тех кандидатов, которые сдают их последними.
Проверяющие в бывшем кафе сидят ровными рядами – как школьники за партами. Вооружены они брошюрой «Закон о выборах президента РФ» и таблицей с кодами нарушений (в общей сложности 69 пунктов, в основном чисто технические огрехи – например, неполный адрес подписанта). В большинстве своем эти люди – просто временно нанятые пенсионеры или студенты, хотя большинство из них имеют солидный стаж и прошли уже не одну избирательную кампанию. И, разумеется, обязательную учебу перед началом проверки. В уголке – столы для экспертов, и только четыре пункта из 69 возможных нарушений подразумевают, что папку должен изучать специалист-графолог. Как признается эксперт Центра судебных экспертиз при Минюсте Людмила Красавицына, использование традиционной методики почерковедческой экспертизы в процессе проверки затруднено, ведь в идеале подпись нужно сличать с образцом-оригиналом. А приходится – с соседними, где иногда и сопоставимых букв-то нет. Но если за одного сборщика заверительные подписи на разных листах выполнены разными почерками, то это видно сразу и такие листы бракуются.
С балкончика за ходом проверки наблюдают доверенные лица кандидатов – по закону такая возможность им предоставлена. Но, как призналось «НГ» доверенное лицо Владимира Путина доцент МГЮА Сергей Кабышев – он входит в инициативную группу избирателей, выдвинувших кандидатуру действующего президента, – процесс это довольно скучный и обыденный. И неожиданностей не сулит: «...мы сами много проверяли и сортировали, поэтому в качестве подписных листов не сомневаемся».
Срок приема подписных листов истекает сегодня в 18.00. Но один из кандидатов, Анзори Аксентьев, уже объявил, что сходит с дистанции. Только в понедельник ЦИК зарегистрировал его доверенных лиц. Если учесть, что каждый подписной лист должен быть заверен кандидатом или его доверенными лицами, то у штабистов Аксентьева просто не осталось времени на такую масштабную работу.