0
897
Газета Политика Интернет-версия

28.01.2004 00:00:00

Задавить оппозицию в зародыше

Тэги: цик, выборы, подписи, фальсификация, глазьев


цик, выборы, подписи, фальсификация, глазьев Одним запросом в прокуратуру Вешняков способен выбить трех кандидатов.
Коллаж Михаила Митина

Громкие заявления главы Центризбиркома Александра Вешнякова, который пригрозил уголовной ответственностью фальсификаторам, подделывающим подписи, поданные за кандидатов, пока остаются в области риторики. В прокуратуре Москвы материалы из ЦИКа еще не проверяют, и неясно, поступили ли они вообще. «Вполне вероятно, что к нам действительно обратились, – сообщила «НГ» пресс-секретарь Мосгорпрокуратуры Светлана Петренко, – но такого поручения у нас пока нет. Всю информацию, полученную с информационной ленты, мы передали прокурору». Между тем сами участники избирательной гонки выражают недоумение, почему ЦИК так бурно прореагировал на загадочные телесюжеты с анонимными «свидетелями» и при этом не обращает внимания на обнародование конкретных фактов нарушений избирательного закона при сборе подписей в пользу кандидата Владимира Путина.

«Лучше бы ЦИК откликнулся на информацию о том, что треть доверенных лиц у Путина – это ректоры вузов, начальники военных академий, – сетует Иван Рыбкин. – Что в части этих вузов, я ссылаюсь на материалы «МК», не допускали студентов к зачетам и экзаменам, если они не принесут паспорт и не поставят подпись за Путина. 2 января в прямом эфире русской службы Би-би-си Николай Харитонов звонил из Новосибирска, рассказывал: каждому главе администраций всех районов города пришла разнарядка – собрать 1,5 тысячи подписей за Путина. Вот они – факты, которые озвучивают конкретные люди. А про Глазьева, как говорится, одна бабушка сказала...» То, что компрометирующие Глазьева сюжеты показали Первый и второй каналы телевидения, говорит о многом, считает Марина Литвинович, руководитель штаба Хакамады, «сразу становится понятно, кому это было нужно».

Между тем телесюжеты, которые могут лечь в основу прокурорских проверок, вызывают массу вопросов. Неясно, что послужило поводом к синхронным репортажам Первого канала и «России», почему репортеры именно в этот день заинтересовались данной темой, кто были их собеседники и «наводчики». В дирекции общественных связей Первого канала вообще отказались от каких-либо комментариев по этому поводу. А комментарии руководителя пресс-службы «России» Анастасии Касьяниковой не очень проясняют ситуацию: «Могу сказать, что этот сюжет снимался в обычном режиме. Никаких спецмероприятий по этому сюжету не проводилось. Никто не вылетал туда со спецзаданием».

В общем, спецзаданий не было, но вчера выяснилось, что одновременно с телевизионщиками «сеанс разоблачения» был продемонстрирован и корреспонденту газеты «Ведомости» Анфисе Ворониной. Якобы от анонимного доброжелателя газета получила электронное приглашение – посмотреть, как в одном из офисов инсценируется сбор подписей в пользу Рыбкина. «Мы решили проверить информацию – вот и все», – уверяет нас коллега из «Ведомостей». По странному совпадению в том же самом офисе вслед за Ворониной побывала и съемочная группа Первого канала. Правда, в телесюжетах речь шла не о Рыбкине, а о Глазьеве.

Одним словом, чем дальше, тем больше тайн в этой полудетективной истории. «Я узнавал у журналистов на телеканалах: это не их съемки, – сказал корреспонденту «НГ» Иван Рыбкин. – Откуда тогда могут поступить пленки такого рода? Мое предположение: из спецслужб. Команда президента и он сам привычно, в течение уже четырех лет шельмует своих политических оппонентов, политических соперников, пытается представить их уголовниками...»

Какова же перспектива у уголовного дела, если таковое все-таки будет заведено по «фактам», изложенным в телесюжетах? Любопытно, что Вешняков указал конкретную статью УК – 142-ю (фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов). Адвокат Анатолий Кучерена замечает, что должен быть доказан умысел при фальсификации документов, что не так-то просто. «Нужно понять: если человеку платят деньги и он ставит свою подпись, это фальсификация или нет? Конечно же, нет. Ведь кто-то берет деньги, а кто-то скажет, что проголосует за этого кандидата и без денег». Адвокат Михаил Бурмистров также сомневается, что кого-то в реальности привлекут к уголовной ответственности: «ЦИК в таких случаях обычно ограничивается тем, что признает подписи недействительными».

Таким образом, вряд ли удастся поймать за руку и отдать под суд «злоумышленников», покупающих автографы, если они вообще существуют. Похоже, основная цель тех, кто раздувает скандал с подписями, – подготовка почвы для отказа в регистрации отдельных кандидатов. Причем уже прозвучали имена претендентов, оказавшихся «под подозрением» у бдительной журналистской общественности: Иван Рыбкин и Сергей Глазьев. «Мы работаем в режиме постоянного морального давления, – признается Рыбкин. – Оно не прекращается и сейчас. Например, мы собрали уже 4,2 миллиона подписей. Хотели их сдать в ЦИК в субботу – не получилось... Это уже игры ЦИКа. И продолжаться они будут до 14 марта. Не исключаю, что кого-то из кандидатов не допустят до регистрации или потом ее отменят». В штабе Хакамады тоже готовятся к большим испытаниям: «Конечно, у нас нет 100-процентной уверенности в том, что Ирину Муцуовну зарегистрируют, хотя мы очень на это надеемся, – говорит Марина Литвинович. – Но никто не знает, к чему может придраться ЦИК. Впрочем, если бы кто-то хотел нас «подставить», приписав нам сбор фальшивых подписей, думаю, это сделали бы раньше. Времени осталось слишком мало, мы уже сдаем подписные листы в ЦИК».

Член ЦИКа Нина Кулясова пояснила корреспонденту «НГ», что чисто теоретически проверка прокуратуры может закончиться отказом в регистрации. «Но в нашей практике еще не было такого, чтобы в прокуратуре сказали: вот этот кандидат допустил такие-то и такие-то нарушения и его регистрация должна быть аннулирована, – напоминает Кулясова. – Я сомневаюсь, что прокуратура сможет столь оперативно установить все обстоятельства. Как правило, подобные расследования выходят за рамки избирательной кампании».

«Выборы в манипулируемом режиме»

Сергей Глазьев ответил на вопросы «НГ», что стоит за телесюжетами и ради чего ЦИК обращается в прокуратуру.

– Как вы считаете, эта мера направлена против какого-то конкретного кандидата или будет применяться в массовом порядке? Кто и почему в этом заинтересован?

– Поскольку в этих телесюжетах называлась фамилия «Глазьев», очевидно, что хотели дискредитировать именно меня. Кто это организовал, лучше спросить у руководителей Первого и второго каналов, которые допустили появление в эфире откровенной клеветы в мой адрес. Мы сами, не дожидаясь Центризбиркома, обратились в Генпрокуратуру с просьбой установить личности самозванцев, якобы собиравших подписи от моего имени, и возбудить уголовные дела по факту клеветы либо подкупа избирателей. Нетрудно догадаться, что за такими провокациями стоят силы, которые хотят провести выборы в манипулируемом режиме, не допустить появления кандидатов, способных предложить стране свою программу действий. Я считаю, что это лица, связанные с влиятельными властными структурами.

– Что вы сделали, чтобы подстраховаться от возможных провокаций?

– Мы, естественно, позаботились, чтобы подписные листы, заполненные подставными сборщиками, не попали в Центризбирком. Подлинность всех листов проверена, с каждого сняты ксерокопии – на случай возможной перепроверки.

– Существуют ли законные основания при обнаружении «платных» подписных листов отказать кандидату в регистрации?

– Мы не рассматривали такую возможность. У нас есть твердая уверенность, что все 2 миллиона 900 тысяч подписей, собранных в мою поддержку, собраны с соблюдением закона, на основе добровольного волеизъявления граждан.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Нетаньяху нужен повод для удара по Тегерану

Игорь Субботин

США и Израиль опасаются темпа иранских ядерных разработок

0
800
Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Депутаты готовы и дальше ограничивать права приезжих

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Партии Слуцкого и Миронова схватились за симпатии антимигрантского электората

0
636
Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Из разъяснений Верховного суда не получаются прецеденты

Екатерина Трифонова

Положительное решение в пользу адвокатов и присяжных останется лишь эпизодом

0
595
Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Теплая зима и дефицит влаги грозят потерей урожая

Михаил Сергеев

Аномальные температуры создают новые проблемы сельскому хозяйству в РФ

0
782

Другие новости