Сборщики подписей за Хакамаду вдвое превысили 'кандидатский минимум'.
Фото Михаила Циммеринга (НГ-фото)
В федеральный штаб по сбору подписей в поддержку выдвижения Ирины Хакамады кандидатом в президенты было не прорваться. «Работы очень много», – вздыхали штабные начальники и отказывали во встрече. Вчера все изменилось: журналистов пустили в вожделенные покои. По словам Марины Литвинович, руководителя избирательной кампании Хакамады, «штабисты» опасаются провокаций со стороны противников экс-сопредседателя СПС и посему решили продемонстрировать прессе, что у них все чисто и законно.
Здание на Озерковской набережной, в котором раньше квартировал Фонд Сороса, надежно защищено от посторонних огромным забором и несколькими крепкими людьми в пятнистой форме. Охранять есть кого: сейчас здесь трудятся 114 штатных и около сотни внештатных сотрудников. Работать они начали 7 января. А в последнее время вынуждены «пахать» круглосуточно, в три смены, ни на минуту не прерывая процесс проверки собранных автографов. Впрочем, главная «штабная» драгоценность – это, безусловно, подписные листы. Ко вчерашнему дню сторонники Хакамады из 74 регионов России переправили в федеральный штаб 4,1 миллиона подписей. 3,1 миллиона из них уже проверили. Самый большой наплыв «простыней» с автографами пришелся на 25 января. Татьянин день штабное начальство объявило своим сторонникам последним сроком сдачи подписных листов. Правда, представители 10 регионов к воскресенью в столицу не успели. Поэтому руководитель направления по сбору подписей Виталий Евсегнеев ждет, что в ближайшие день-два количество автографов в поддержку кандидата увеличится еще на 200–300 тысяч.
Впрочем, отнюдь не все подписи попадут в ЦИК. Евсегнеев рассказал, что после проверки отсеивается около 10–20 процентов заполненных бланков. Подделок среди них немного. В основном отбраковывают те листы, в которые неправильно внесены данные сборщика. Из многих «простыней» вычеркиваются отдельные подписи: где-то сделано неправильное сокращение, где-то дата проставлена рукой сборщика, хотя ее положено вписывать самому стороннику выдвиженца. Это при том, что предварительная сортировка проходила еще на дальних подступах к федеральному штабу претендентки. Например, начальник московского штаба по сбору подписей Александр Бехов рассказал корреспонденту «НГ», что они отбраковывают около 50 процентов листов с автографами.
По словам уполномоченного представителя группы избирателей Павла Петова, наиболее активными оказались сторонники Хакамады в Нижнем Новгороде, Волгоградской области, на Урале и в Республике Чувашия. Он же рассказал, что собирать подписи в поддержку Хакамады помогали члены партии СЛОН, Партии развития предпринимательства и Лиги избирательниц. Несмотря на запрет господина Явлинского, в сборе автографов по личной инициативе участвовали многие «яблочники». Не обошлось, конечно, без участия эспээсников. Региональные отделения СПС с первого дня проведения кампании начали коллекционировать автографы в пользу Ирины Муцуовны. Решение съезда не поддерживать Хакамаду ситуацию не изменило. Как довольно едко высказалась по этому поводу Марина Литвинович, члены местных ячеек СПС прекрасно осознают, что если они не будут все время заниматься каким-то актуальным политическим проектом, то и самой партии не будет.
По словам Литвинович, сбор подписей и последующая избирательная кампания должны стать фундаментом, на котором Хакамада будет строить новую демократическую партию.
***
Вчера получил продолжение телесюжет о фальсификациях при сборе подписей в поддержку Сергея Глазьева. После массированной обработки телеаудитории в ход пошло более мощное оружие. Центризбирком обратился в прокуратуру Москвы. «Если... эти факты действительно имели место, то у прокуратуры появятся основания для возбуждения уголовного дела по статье 142», – пригрозил Александр Вешняков.