Военная реформа в том виде, как она планировалась в начале 2000 г., закончена. Этот приговор прозвучал из уст министра обороны Сергея Иванова на ежегодном собрании российских военачальников и военных ученых Академии военных наук, прошедшем в минувшую субботу в стенах Министерства обороны. Он сказал: «Период коренной перестройки и кардинального реформирования Вооруженных сил завершен, и мы переходим к нормальному военному строительству». На обыденном языке данный термин означает лишь осуществление каких-то изменений, не выстроенных в единую систему.
Уход с политической арены СПС – главного оппонента Минобороны по созданию профессиональной контрактной армии – позволил Генштабу поставить точку в этой важнейшей для страны дискуссии. Начальник Генштаба Анатолий Квашнин безапелляционно заявил, что на возможно обозримое будущее призыв будет сохранен, и весьма на высоком уровне. До 300 тыс. юношей будут постоянно находиться под ружьем. А отсюда, вполне естественно, возникает проблема развития «оборонного сознания» в массах и масштабное расширение «патриотического воспитания» в общенациональном масштабе. Идеологическим институтам Вооруженных сил поставлены соответствующие пропагандистские задачи.
Впервые открыто прозвучало, что Генеральный штаб возьмет на себя управление всеми силовыми структурами страны (а их немало, порядка 11). Оговаривается, что такая структура крайне необходима на военное время. Вместе с тем недвусмысленно указывалось, что эффективная деятельность всех силовиков под эгидой Генштаба в военное время зависит от того, как она будет проработана в мирное время. Генштаб, в свою очередь, работает под политическим руководством Министерства обороны, а его глава непосредственно подчиняется президенту страны – Верховному главнокомандующему.
Данная концепция уже получила признание Кремля. В указе президента № 1058 от 10 сентября 2003 г. прямо указывается, что Генштаб должен обеспечивать «координацию всех действий силовых структур, содержащих военную компоненту». В соответствии с этими функциями министр обороны заявил, что Генштаб следует реформировать. Но реформировать, особо подчеркнул он, только при направляющей и руководящей роли Минобороны.
Обозреватели отметили, что функции Минобороны РФ и Генштаба практически сливаются. В то же время в демократически ориентированных странах функции Минобороны и Генштаба разделяются соответственно на чисто политические и непосредственное руководство войсками. Таким образом, в странах Запада реализуется незыблемый демократический принцип политического (гражданского) контроля над вооруженными силами. Другое его проявление – самостоятельный выход на главу государства каждого из начальников силовых структур. Их объединение в цельную организацию противопоказано истинно демократическим устоям государств. В России в начале 90-х годов пытались реализовать модель политического (гражданского) контроля, однако по прошествии 10 лет все возвращается вновь к почти советской системе, причем периода 50-х годов.
Непосредственно на конференции было сделано официальное предложение главе нового думского комитета по обороне генерал-полковнику Виктору Заварзину разработать законопроект, позволяющий произвести министра обороны в ранг первого заместителя Верховного главнокомандующего. Кроме того, не тянуть с выработкой законов, предписывающих включить в состав Российской армии другие силовые структуры (МЧС, внутренние войска и т.п.).
Концепции «модернизации» Вооруженных сил России не нашли поддержки у собратьев по СНГ. Начальник украинского Генштаба Александр Затынайко решительно высказался против. В Киеве идут по западному пути размежевания функций Минобороны и Генштаба.
В свете новых тенденций российский Генштаб явно начинает «заносить». Генерал Квашнин извлек обветшалый лозунг о «военной угрозе» и «необходимости удвоить население страны». Иначе-де врагов Отечества не одолеть. В завершение Анатолий Квашнин повелел всем подчиненным в своих штабах и кабинетах вывесить лозунг: «Нет ближе и роднее для командира и начальника Отечества и солдата».