Вчера депутаты от блока «Родина» на экстренном собрании обсуждали план спасения фракции в условиях беспощадной «войны вождей», раздирающей эту скороспелую коалицию. Накануне вечером четверо видных членов высшего совета блока – Дмитрий Рогозин, Юрий Скоков, Сергей Бабурин и Александр Ватагин выступили с заявлением, в котором отмежевались от намерения отца-основателя «Родины» Сергея Глазьева баллотироваться на президентский пост. «Решение в поддержку самовыдвижения С.Глазьева высший совет блока «Родина» не принимал, согласие на использование им символики блока «Родина» и на участие региональных отделений, входящих в блок партий, в сборе подписей в ходе кампании по выборам президента РФ высший совет не давал», – подчеркивается в «заявлении четырех».
Поскольку Глазьев никогда и не представлялся выдвиженцем блока (таковым числится Виктор Геращенко), демарш четверки заявителей имеет смысл лишь как акция публичного низложения своего лидера. «Да, это попытка показать Глазьеву на дверь, выставить его из блока, отстранить от руководства фракцией», – подтвердил вчера «НГ» на условиях анонимности один из депутатов от «Родины». На взгляд этого депутата, после «заявления четырех» конфликт в руководстве блока перешел в стадию «войны ради войны», в которой уже нет никакого рационального смысла. Стоит или не стоит Глазьеву участвовать в президентских выборах, по мнению нашего собеседника, «не тот вопрос, из-за которого надо разваливать блок, фракцию и разбегаться в разные стороны».
Любопытно, что выступление «четверки» не одобрили даже некоторые сторонники Дмитрия Рогозина, возглавляющего антиглазьевскую кампанию. Один из них поделился с обозревателем «НГ» своими сомнениями насчет реальных возможностей оппонентов Глазьева довести начатую войну до победы: «Заявления четырех человек – это еще не решение высшего совета блока. У этих людей нет полномочий делать такие заявления даже от имени своих партий». Безусловным ударом для Глазьева, по словам этого источника, стал переход на рогозинскую сторону Сергея Бабурина. Никто во фракции такого не ожидал, коллеги просто не понимали, что могло случиться с Бабуриным, пока не просочилась информация о том, что на прошлой неделе его видели в приемной Дмитрия Козака – первого замглавы кремлевской администрации, курирующего кампанию по выборам президента. Очевидно, этот визит повлиял на политический выбор депутата. (Поскольку пошли слухи о скором назначении Рогозина на хорошую должность вне Думы, возникло предположение, что Бабурину могли пообещать освобождающееся место вице-спикера ГД.) Однако персональный выбор Бабурина, по словам того же источника, не освящен коллективным решением руководимой им партии «Народная воля», в которой преобладают симпатизанты Глазьева. Поэтому нет уверенности, что Бабурин и другие депутаты-«народовольцы» станут голосовать за изгнание Глазьева из «Родины», если до этого дойдет.
Большинству парламентариев, представляющих глазьевско-рогозинский блок, сейчас хотелось бы закончить дело миром. Первостепенной ценностью для них становится сохранение думской фракции, а не личные планы передравшихся вождей. О чем они и говорили Рогозину с Глазьевым на вчерашнем заседании фракции, проходившем в закрытом режиме. По информации, полученной «НГ» от участника дискуссии, большинство ораторов критически оценили «заявление четырех». «Впредь мы рекомендовали товарищам предварительно согласовывать такие выступления с коллегами, уважать мнение фракции», – сказал наш собеседник. С кандидатами в президенты поступить было решено так: если не удастся зарегистрировать Виктора Геращенко по суду, то будет разумно поддержать самовыдвиженца Глазьева. И поскорее приступить к преобразованию блока в политическую партию – тогда недоразумения, подобные нынешнему, будут невозможны. В результате на брифинге по окончании заседания Дмитрий Рогозин сообщил: «Мы работаем в направлении поиска общей позиции».