Распространившиеся 16 января сведения о том, что депутатам думской фракции "Единая Россия" можно делать политические заявления только после согласования с Борисом Грызловым или его первым замом Юрием Волковым, выглядят не чем иным, как прямым свидетельством существования в ней острых противоречий. Запрет на самостоятельную политическую риторику, кстати, действителен не только для рядовых депутатов, но и для всех без исключения думских начальников ЕР - и первых, и простых вице-спикеров, а также председателей комитетов и их заместителей. Спикер Думы, конечно, отрицал в прошедшую пятницу факт ограничения свободы высказываний. Однако официального опровержения пресс-службы фракции по этому вопросу не появлялось подозрительно долго. В думских кулуарах в тот день можно было услышать комментарии и Олега Морозова, и Вячеслава Володина, как и других видных "единороссов", - но, судя по их комплиментарному содержанию, они как раз и были из числа заранее согласованных.
Факт борьбы нескольких группировок внутри фракции косвенно подтверждается различными версиями появления утечки о политической цензуре в Думе. Как стало известно, фракционное руководство ЕР сочло ее попыткой "семейной" части кремлевской администрации слегка окоротить "силовиков", ставших слишком влиятельными. Корреспонденту "НГ", однако, стало известно, что утечку организовали некоторые депутаты, обиженные при разделе руководящих постов нижней палаты.
Лидеры ЕР 16 января наперебой указывали, что в новой Думе строго соблюдаются все демократические процедуры: то есть меньшинству высказаться дают, но решения все равно принимают не в его пользу. Официально никто из них не пояснил - зачем нужна такая показная демократичность. В неофициальном порядке осведомленные люди дали понять корреспонденту "НГ", что все это делается для тренировки новых членов фракции "Единая Россия". Этот "курс молодого бойца" продолжится и дальше: в следующую пятницу, 23 января, Дума не только вернется к кадровым вопросам - предстоит избрание первых и простых заместителей глав комитетов, - но и впервые попробует принять несколько законопроектов.
Пока же новички следят за работой фракций в зале заседаний, разучивают условные сигналы координаторов голосования, а главное, наблюдают за тем, как их более опытные товарищи реагируют на требования и жалобы меньшинства, посылая, конечно, его куда подальше, но при этом оставаясь крайне вежливыми. Возмутилась было КПРФ тем, что из десятка вопросов Михаилу Касьянову больше половины задала "Единая Россия", а коммунистам с достоинством ответили: мол, раньше надо было выступать с инициативами, а сейчас соответствующее решение уже принято. Дело в том, что отныне каждая фракция задает вопросы по квотному принципу, благодаря чему "единороссам" с их подавляющей численностью достается почти все. Заметим, кстати, что времени для дополнительных вопросов Касьянову было предостаточно: он покинул Думу минут на пятнадцать раньше запланированного. Так что и приход премьера в нижнюю палату был явно использован исключительно в тренировочных целях. Новоизбранным депутатам показали, как им можно и нужно будет общаться с исполнительной властью: задавать только согласованные заранее вопросы и не требовать конкретных ответов даже на них.