Иван Рыбкин и Ксения Пономарева.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера кандидат в президенты Иван Рыбкин представил журналистам свою программу, которая начинается списком гипотетического правительства, состоящим почти сплошь из успешных губернаторов. Появление этого экспромта связано, по словам кандидата, с его желанием видеть у власти профессионалов: "Сегодня серость заполняет все пространство. Значит, жди, когда придет чернота... Кадры, необходимые стране, не востребованы".
Между тем сбор подписей в поддержку Рыбкина успешно продолжается. Вчера утром, сообщила журналистам координатор инициативной группы кандидата Ксения Пономарева, было собрано уже 900 тысяч автографов. При этом она отметила, что некоторые структуры, в частности, организации из блока "Родина", помогают штабу на платной основе, что не противоречит закону. Дело это оказалось непростым - в инициативной группе Рыбкина говорят о препятствиях, которые чинят переписчикам власти: милиция пытается проверять документы у переписчиков и требует от них подтверждения полномочий.
Иван Рыбкин с возмущением прокомментировал эти случаи: "Ну не могу же я оформлять доверенности на каждого, кто собирает подписи в мою поддержку в разных регионах!" Пономарева рассказала журналистам, что через неделю в штабе Рыбкина подведут итоги мониторинга и объявят точные данные о том, кто, где и каким образом мешает собирать подписи ее сотрудникам. Такой же мониторинг она предлагает провести и другим участникам президентской кампании: "И вот тогда мы посмотрим - кто жалуется на притеснения, а кто, наоборот, собирает автографы без всяких помех. Это будет очень интересно!"
Много подписей приходится выбраковывать - особенно среди тех, что оформлялись в новогодние праздники. "В списках от 1 января, - заметил Рыбкин, - наш внутренний ОТК отказался от 70% автографов, за 2 января - от 50%, а 3-го числа мы забраковали 30% имен". Трудности связаны еще и с тем, добавила Пономарева, что неудачным оказался бланк - в одну строчку вписать данные паспорта оказалось трудновато, часто "проглатываются" последние цифры.
На вопрос корреспондента "НГ", насколько узнаваемым оказался Рыбкин среди будущих избирателей, она ответила: "Когда показываешь людям фотографию, они почти всегда вспоминают его работу в Думе, а когда называешь имя - руководство Советом безопасности". Добавим: сбор подписей - по 50 тысяч автографов - закончен вчера в четырех регионах, в частности, в Москве и Московской области.
Корреспондент "НГ" попросил Ксению Пономареву сравнить - в организационном плане - ее работу с теми временами, когда она руководила предвыборным штабом президента Путина. Нынешняя кампания, на ее взгляд, в большей степени идеологическая: "Раньше мы использовали огромный административный аппарат, сегодня же делаем ставку на выработку четкой идеологии, а не на массу людей, которые на местах повторяют одни и те же тезисы".
Журналисты интересовались: не мешает ли Рыбкину дружба с Березовским, финансирующим его кампанию? "Борис Березовский, - ответил кандидат, - участвовал вместе со мной в чеченской войне. И проявил себя там самым достойным образом. Я от своих друзей не отказываюсь".
Комментировал Иван Рыбкин и ситуацию с Ходорковским: "Этот человек возглавлял самую прозрачную компанию в стране, но стоило ему заявить о своих политических амбициях, как стал неугоден власти. Разоряют не только бизнес Гусинского-Березовского-Ходорковского, который отнимут, поделят и проедят. Отбирают последнее у среднего и малого бизнеса". Ходорковский, уверен Иван Рыбкин, "мог бы существовать вполне благополучно, если бы не заговорил о коррупции".
Сегодняшняя президентская кампания по борьбе с этим злом, на взгляд кандидата, перспектив не имеет: "Чтобы открыть свое дело, человеку надо пройти 57 инстанций. Посетить массу чиновников. Я помню, как во времена Николая Рыжкова и Михаила Горбачева открыть свое дело можно было в разрешительно-уведомительном порядке... Сегодня Советского Союза нет, страна "уполовинилась" - все присутственные места заняты! Для борьбы с коррупцией нужны не комитеты и комиссии, и экономические реформы".
Замечая понятное сходство в программных установках двух кандидатов правого фланга избирательной кампании, журналисты поинтересовались: возможен ли (гипотетически) союз Хакамады и Рыбкина - в плане объединения усилий для выдвижения единого кандидата, если оба пройдут регистрационный барьер? "Я ничего для себя не исключаю", - прозвучал ответ.
Остальные кандидаты, на взгляд Рыбкина и его главного штабиста, - креатура Кремля. Пономарева улыбнулась, вспомнив смешной эпизод, случившийся накануне перед "теледуэлью" Рыбкина и Брынцалова, когда последний откровенно признался - Кремль разрешил ему участвовать в шоу: "Брынцалов кричал Рыбкину: "Я бизнесмен, я на свои деньги кампанию провожу, а вы - на чьи?" - а меня так и подмывало спросить его: "Что, Путин тоже бизнесмен? Он тоже на свои деньги собственную кампанию организует?"