Россия не СССР. Больше не мировой жандарм. Участковый. И ничего в этом нет обидного. Это реальность, данная нам в ощущениях. Убрали базы с Кубы и из Вьетнама - это реализм. Ставитcя, правда, под сомнение действенность флота┘ но ладно, хорошо. Понять надо, где границы участка. База в Киргизии, пограничники в Таджикистане - все правильно: проводить "Вихрь-антитеррор" или "Вихрь-антинаркотик" у себя на границе гораздо накладнее. А Закавказье? А Грузия? Согласились, базы уберем┘ А что дальше?
Сядем, подумаем: Грузия вместе с Арменией исторически не просто самые близкие страны участка, а родные-приросшие. Как же надо было постараться, чтобы Грузия хваталась за кинжал при одном слове "Россия"? Допустим, безумный Гамсахурдиа и хитрый Шеварднадзе виноваты. Но они ведь тоже - реальность. Не менее реальная, чем среднеазиатские диктаторы или белорусский батька.
Но вот что получается. Те - социально близкие, с ними можно столковаться один на один и по понятиям, поплевывая на тамошнее общество. Как начальство скажет, так и будет. А Грузия, хоть и без света и тепла, но несравнимо более европейская страна. Политичная. С ней дипломатия типа "Кутузов подкупает турок" не проходит. Россия вела себя с Грузией не просто грубо, еще хуже - по-идиотски: от саперных лопаток до неопознанных самолетов, от Басаева в Абхазии до аджарских эмиссаров в Москве.
Военные базы - деталь. Россия не смогла стать для Грузии партнером. И теперь в урну летит не Советский Союз и не СНГ, а Георгиевский трактат. Нужно начинать все со времен царя Ираклия и Сабы Орбелиани.
Но нужно начинать, а не продолжать надувать имперские щеки.
Текст подготовлен на основе комментария, переданного радиостанцией "Эхо Москвы" 14.01.04.