Явлинский уходит вместе с партией.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
В четверг во все региональные и первичные партийные организации из Москвы ушло письмо за подписью Григория Явлинского, в котором содержится распоряжение отказаться от сбора автографов в поддержку выдвижения каких-либо кандидатов на президентские выборы. Об этом вчера сообщила журналистам пресс-секретарь лидера "Яблока" Евгения Диллендорф. Таким образом Явлинский настаивает на бойкоте выборов и пытается пресечь самостийные попытки его однопартийцев помогать Ирине Хакамаде.
До сих пор в рядах "Яблока" царила некоторая растерянность: одни явлинцы стали в открытую помогать сопредседателю СПС, другие пытались этому воспротивиться, третьи придерживались нейтралитета. Неделю назад произошла весьма показательная история. Лидер молодежного "Яблока" Илья Яшин "доложил по инстанциям" о том, что в московском отделении партии в Большом Златоустьинском переулке ведется сбор подписей в поддержку Ирины Хакамады. Буквально на следующий день помещение было закрыто и опечатано. По официальной версии, это связано с переездом офиса, однако наши источники в "Яблоке" свидетельствуют: в руководстве партии были крайне возмущены тем, что "партийный ресурс" используется для поддержки недавних конкурентов.
В директиве Явлинского говорится: "Партия не выдвигает своего кандидата и не поддерживает выдвижение кого-либо из кандидатов на президентских выборах 2004 года, полагая, что эти выборы не являются ни свободными, ни честными, ни справедливыми, ни равноправными". Де-факто это означает, что "Яблоко" объявляет бойкот президентским выборам. Пока единственным формальным решением было постановление декабрьского съезда партии - не принимать участия в кампании. Но речи о полном бойкоте все-таки не шло. Теперь, как ожидается, будет принята именно такая формулировка - бойкот утвердят в феврале на федеральном совете "Яблока".
Таким образом, инициатива бойкота выборов, которая еще в декабре выглядела более чем серьезной, поскольку с ней выступала и левая и правая оппозиция, сегодня реализуется довольно оригинальным образом: в бойкоте задействована одна-единственная политическая структура. Если учесть, что позиция, занятая лидером "Яблока", является для этой структуры определяющей, следует заметить: Григорий Явлинский встал в традиционную для него позу. Он, как обычно, не видит возможности своего участия в игре, правила которой его не до конца устраивают.
С ельцинских времен, когда Явлинский дважды отказывался войти как в черномырдинское, так и примаковское правительство, он вряд ли смог добавить к своей репутации "вечного отказника" принципиально новые штрихи. Однако последствия подобной тактики для политической партии в нынешних условиях трудно переоценить. Особенно если вспомнить, что "Яблоко" лишилось парламентской трибуны: на ближайшие четыре года единственной доступной партии формой самореализации становятся электоральные бои. И понятно, что бои регионального значения заведомо нерезультативны в том случае, когда партия самоустраняется от главной политической схватки сезона - сколько бы ни говорили о предсказуемости ее исхода. Уйти в тень до 2007 года - такую роскошь вряд ли может себе позволить структура, претендующая на то, чтобы остаться в большой политике.
Получить комментарий от Григория Явлинского вчера нам не удалось - по словам его пресс-секретаря Евгении Диллендорф, разосланное в регионы распоряжение не нуждается в дополнительных разъяснениях лидера партии. Впрочем, уже давно было замечено, что в самые кризисные, в самые ответственные моменты лидер "Яблока" становится невероятно труднодоступен. Хотя, как утверждают в пресс-службе партии, российской столицы Явлинский не покидал.