На днях получил очередной пакет с агитационной литературой из посольства КНДР. В нем среди прочего - подписанная в печать в августе с.г. книжечка "Корея красная", написанная неким Александром Брежневым, видно, горячим поклонником идей чучхе. Поразил меня брежневский пассаж, где говорится о "необходимости максимально широкого использования народных масс" при штурме казарм, складов и прочих "сокровищниц", где таится "отнятое у народа". "Совместная экспроприация награбленного, - пишет Брежнев, - усиливает взаимное доверие внутри повстанцев и не дает их вождю оторваться от народа... Вот бы эту идею, да в головы сегодняшних кремлевских руководителей" (см. стр. 76-77 указанного сочинения, изд. Общество дружбы с народами зарубежных стран, М., 2003).
Не хочу грешить на отечественных социал-националистов, что, мол, политическим плагиатом у северокорейских товарищей пробавляются. Идея "совместной экспроприации награбленного" стара как мир. Вот только процветающая часть мира давно от нее отказалась. И теперь - с изумлением взирает на меняющийся идейно-политический ландшафт сегодняшней России.
Один из главных адептов идеи "совместной экспроприации" Дмитрий Рогозин не скрывает, что его блок стремится "войти во власть". Более того, у этого политика серьезные резоны верить, что президент сделает выбор "в пользу тех сил, в чьей эффективности он не сомневается", и сформирует на основе блока "Родина" "эффективное правительство". И тогда, обещает Рогозин, "мы добьемся роста благосостояния и усилим дух нации".
Посыл Кремлю со стороны новых русских националистов в преддверии президентских выборов очевиден: подвиньтесь, поделитесь властным и прочим ресурсом, скорректируйте курс. А не то сами вас подвинем┘
"Дух нации" социал-националисты будут усиливать не только за счет экспроприации. При поддержке весомого сегмента российского населения с авангардом в лице "обделенной" части бюрократии и силовиков они непременно будут работать на взаимное отторжение нашей страны и западного мира. Тем паче, что задел здесь уже есть. Дрейф - России от Европы и России от Америки - ускоряется с каждым днем. ЮКОС и Ходорковский, СМИ и выборы, Грузия и Молдавия, Чечня и права человека, ВТО и энерготарифы┘ По этим и прочим сюжетам подходы стали столь разниться, что про "общие ценности" и говорить теперь как-то неловко. Зато все чаще в ходу термин "ценностный разрыв".
Разрыв этот вдруг взял и открылся во всей своей красе. Как в верхах, так и, как говорится, "среди широких народных масс". Чувствуя перемену ветров на кремлевском дворе, политологическая тусовка Москвы спешно переформатируется, лица, еще недавно обслуживавшие либералов, торят путь в лагерь "победителей". Пошли разговоры о том, что "нелояльные" фонды (как российского, так и зарубежного происхождения) вскоре прикроют, так что пора подыскивать более надежные источники мозговой подпитки. Знающая публика догадывается, в какие практические решения выльется вероятный приход в правительство Глазьева/Рогозина и Ко с их идейно-конспирологической ориентацией.
Самый вероятный из возможных сценариев - ужесточение, при более "инициативной", нежели до сих пор, российской роли, соперничества России и США/Запада на постсоветском пространстве. При понимании, что США сейчас - с иракской и афганской "гирями" на ногах - вряд ли пойдут на обострение, рискнут поставить крест на партнерстве с Москвой.
Яркой демонстрацией такого "нового" подхода стало вновь заявленное на прошлой неделе нежелание Москвы выводить войска из Грузии. Мол, еще лет десять на это дайте, да еще постройте в России жилье для военных, а вообще-то все эти разговоры от лукавого: не собираемся мы этих баз лишаться┘
На фоне столь явного повышения "планки" жесткости со стороны Москвы дальнейшее охлаждение отношения к Путину со стороны Вашингтона представляется почти неизбежным. Хотя бы под углом американской предвыборной конъюнктуры - чтоб не раздавалось в адрес Буша как со стороны демократов, так и ястребов, упреков на тему "кто потерял Россию". Признаков того, что эта критика усиливается (например по "делу ЮКОСа", факту "подыгрывания" со стороны Вашингтона Москве в попытках экстрадировать в Россию чеченского эмиссара Ильяса Ахмадова), становится все больше. И республиканский предвыборный штаб данное обстоятельство, несомненно, учитывает.
Впрочем, в США, а также в Европе, есть и "сторонники" Путина. Публикующие в западных СМИ "правильные" (и уж больно смахивающие на заказные) статьи, призванные "улучшить" имидж курса российского президента. Авторы их призывают западную элиту не драматизировать ситуацию, а в конкретном плане, например, - "отдать" Москве на откуп постсоветскую периферию в обмен на благожелательный нейтралитет России в зонах стратегических американских интересов. Такое разделение сфер интересов и ответственности, мол, может не только предотвратить сползание к холодной войне, но и сохранить российско-американское партнерство, а то и союз. Называется даже общая стратегическая цель: "вместе сдерживать китайскую гегемонию и экспансионизм в Азии". Ну а демократия, Бог с ней, пусть будет "управляемой". Все равно, никакой иной в России не получится┘
Блажен, кто верует в реальность такого альянса (строящегося, мол, на более долгоиграющем, чем антитерроризм, фундаменте). Пока действительность такова, что российский ВПК половину своего экспорта направляет в Китай. Последний же открыто готовится нанести удар по Тайваню или, что более вероятно, взять его в кольцо блокады в случае объявления островом будущей весной независимости. Но в этом случае США, в соответствии с принятыми обязательствами, вступятся за тайванцев. И тогда России придется делать мучительный выбор. При нынешнем политическом и идеологическом раскладе, а также балансе интересов в московской элите он может оказаться отнюдь не в пользу Америки...
Свертывание курса на сближение с Западом "экспроприаторам" совершенно необходимо. Для окончательного развязывания рук и придания всероссийского размаха охоте на ведьм - будь то "американского", "жидомасонского" или "кавказского" происхождения. Только при таких условиях начатый проект будет завершен, а "соцнаци" получат все, что задумали переделить в свою пользу.