Марина Литвинович возглавит предвыборный штаб Хакамады.
Фото Натальи Преображенской (НГ-фото)
Вчера на собственной пресс-конференции Ирина Хакамада доказала, что слова о жесткой конкуренции, которую она собирается составить Путину, - не просто предвыборная риторика. Сопредседатель "Союза правых сил" обвинила президента в создании "общества, основанного на лжи, абсолютной закрытости и страхе", где "демократия используется в качестве формальной процедуры".
Причину своего самовыдвижения претендент на высший государственный пост обозначила в программном заявлении - речь идет о защите единственного оставшегося в обществе демократического института. Как пролетариату нечего терять, кроме своих цепей, напомнила Хакамада журналистам один из главных постулатов марксизма-ленинизма, так и демократам сегодня "нечего терять, кроме процедуры выборов". "Фактическим отказом от демократии" назвала она идею бойкота. К тому же в случае низкой явки никогда нельзя будет с уверенностью сказать, что население именно бойкотирует мероприятие - власти всегда смогут объяснить ситуацию согласием общества на предложенный вариант. А голосование "против всех" лидер СПС считает не только неплодотворным, но и невозможным: успех этой попытке может обеспечить лишь согласованное выступление правой и левой оппозиции. Которого уже не существует. В случае если грядущий съезд СПС откажет ей в поддержке, Хакамада не исключает для себя выхода из партии.
"Людьми и политиками стал править страх" - такую характеристику дала Хакамада сегодняшней политической ситуации в России, объясняя свою решимость рассказать правду о некоторых трагических реалиях недавнего прошлого, в частности, о событиях "Норд-Оста". Утром в день конференции в газетах появилось открытое письмо, где были преданы огласке некоторые неизвестные ранее детали ее знаменитого похода в здание на Дубровке, а главное - последующего визита в Кремль. Где Хакамада, по ее словам, получила настоящий нагоняй от тогдашнего главы президентской администрации Волошина (за активность) - вместо естественного в тех условиях интереса к деталям ее разговора с террористами.
Западные журналисты, числом значительно превосходившие российских коллег, забросали Хакамаду вопросами. Всех интересовали подробности - и не только событий на Дубровке, но и взрывов домов на Гурьянова и на Каширке. "Здесь тоже много сомнительного, - заметила кандидат в президенты, - необходимо тщательное расследование, которого не случилось, что само по себе заставляет задумываться об истинных виновниках происшедшего". Хакамада отметила, что все это время она ждала, когда президент "раскается" и назначит расследование, но после его недавнего интервью газете "Вашингтон пост", "где Путин заявляет, что жертв теракта нет", она больше не имеет права скрывать от общества правду.
Отечественные журналисты в отличие от западных больше интересовались домашней политической кухней - реакцией Хакамады на обвинения в сговоре с Кремлем. Такие слухи, ответила лидер СПС, "выгодны самому Кремлю, поскольку могут дискредитировать того, кто критикует президента". На вопрос о финансировании собственной избирательной кампании ответила, что предложение легальной финансовой поддержки получила от акционера ЮКОСа Леонида Невзлина. Участвовать в сборе 2,5 миллиона подписей будут сотрудники благотворительной структуры компании "Открытая Россия", предварительно уволившись из этой организации. Впрочем, отметила Хакамада, поддерживают ее самые разные люди, в частности много звонков с предложением помощи от рядовых избирателей. Сбором подписей занимается пресс-секретарь Хакамады Виталий Евстигнеев. Возглавит избирательный штаб директор проектов фонда "Открытая Россия" Марина Литвинович, сотрудничество с которой Хакамада объяснила естественной причиной: прошлой деятельностью Литвинович в избирательном штабе СПС.
Комментируя дело бывшего главы ЮКОСа Михаила Ходорковского, Хакамада предположила, что "он долго будет сидеть в тюрьме, потому что чуда не произойдет". В преследованиях бизнеса необходимо некое "подведение черты", потому что от сложившейся ситуации больше всего страдает мелкий предприниматель: "страх поселился на рынке". Впрочем, заметила Хакамада, есть и полезная сторона ситуации с Ходорковским - "страх появился и у той части конформистского бизнеса, который сформировался в последнее время в России".