Случилось то, что предсказывали Кремлю сразу после выборов в ГД РФ некоторые эксперты: администрация Буша приступила к корректировке своего отношения к Кремлю. В недавней публикации "Вашингтон пост", ссылающейся на чиновников Белого дома и американских аналитиков, говорится, что отношение Буша-младшего к Путину стало "осторожным". В нем теперь странно сочетаются "неуверенность в отношении того, куда идет г-н Путин, и сохраняющаяся надежда, что его риторика по поводу демократии и главенства закона однажды окажется правдой".
Пока, похоже, администрации Буша не с руки начинать кампанию давления на Кремль, то есть придать требованиям "исправиться" в известных сюжетах ("дело ЮКОСа", СМИ, Грузия и проч.) более категоричный характер. Белый дом всецело зациклен на Ираке, после которого в перечне внешнеполитических приоритетов следуют Иран и Северная Корея. Как пошутил, выступая недавно в Московском центре Карнеги, известный американский эксперт Майкл Макфол, "судьбы российской демократии" в этом перечне занимают "где-то 78 - 79-е место". Конечно, некоторое преувеличение, но не такое уж далекое от правды.
"Новый интервенционизм" Америки не может быть нацелен на Россию, и это прекрасно осознают по обе стороны океана. Вашингтон в каком-то смысле у Москвы на крючке. Возврата к временам двухполюсной конфронтации никто не хочет, так что инструментарий тех времен исключен. Но вот разного рода сигналы и лишение "пряников" - пожалуйста! Както: недопущение российской стороны к лакомым кускам в Ираке, затягивание с отменой поправки Джексона-Вэника, непредоставление торговых преференций, усложнение визового режима...
Отношения Москвы и Вашингтона, судя по всему, могут быть выстроены по "китайской модели". Это когда общая сумма взаимных интересов в целом перевешивает "внутренние" издержки. Китай, конечно, критикуют за права человека и торговый демпинг, возрастания его великодержавных амбиций боятся. А посему "сдерживают" - и по Тайваню, и ограничениями на поставки двойных технологий и вооружений. Да еще окружают по периметру границ военными форпостами. Но при этом торгуют, инвестируют, ищут точки соприкосновения и взаимодействия там, где это выгодно Америке. Не изолируют, а пытаются посредством расширяющихся экономических, культурных и межчеловеческих контактов влиять на трансформацию КНР в нужном направлении.
Перевод отношений России с Америкой в схожую плоскость вполне устраивает нашу элиту. Инвестиции в Китай идут? Идут. Китай в мире уважают? Еще бы. Авторитаризм мешает его развитию, стабильности? Да вроде бы нет. Вот и мы того же хотим. И никакие Буш с Евросоюзом нам не указ! Как выразился летом наш президент, "замучаетесь сопли жевать". А сейчас тем более: "фронт растянут", дай бог один Ирак переварить...
Другое дело, что при переформатировании российско-американских отношений по "китайскому варианту" о стратегическом партнерстве с Америкой можно забыть. По каким-то "чувствительным" и важным - при взаимно совпадающих интересах - вопросам партнерство, конечно, будет продолжаться. Но ограничителей у него прибавится. Скажем, сотрудничество по ПРО не может стать широким и доверительным хотя бы в силу китайского фактора. Пекин как покупатель половины (!) всего российского военного экспорта с полным основанием ставит перед Москвой вопрос: "Как это вы можете этим заниматься с американцами, когда те собираются разместить ПРО в Азиатско-Тихоокеанском регионе и взять под противоракетный зонтик Тайвань?"
По еще одной чувствительной теме - "энергетическому диалогу" - дела обстоят также не лучшим образом. Вся закавыка состоит в том, что американцы хотят заполучить четко прописанные и устраивающие их правила игры, в том числе доступ в соответствующие российские сектора. "Американские энергетические компании, - сказал мне эксперт Фонда Карнеги Эдвард Чоу, - не будут инвестировать в заводы, скажем, по производству сжиженного газа без того, чтобы в той или иной мере не участвовать в добыче и использовании природного газа. Но это как раз то, на что "Газпром" до сих пор не шел".
На фоне "дела ЮКОСа" нежелание нашей элиты "пускать" западников в святая святых, чем для нее является энергетика, становится еще очевидней. Отсюда вывод: объективно наиболее субстантивный базис (экономика) для партнерства с Америкой сужается. Как и антитеррористическая составляющая этого партнерства: Ирак наглядно показал, насколько разнится "прочтение" сторонами задач и целей борьбы с тем, что называется "международным терроризмом".
Ну, и конечно, на "европейском фронте" у России еще более выпукло обозначились противоречия: по ВТО, ценам на энерготарифы, выборам в Госдуму РФ... Так что потеря темпа на американском направлении здесь вряд ли компенсируется.
Что же из всего этого следует? Путин вторым Петром Великим не станет. Преодолением почти фатального "ценностного разрыва" с Западом заниматься не будет. А значит, Россия приостанавливает свою интеграцию и в Европу, и в западные институты. По крайней мере на ближайшие четыре года. "Со своим уставом" нас туда не принимают, а чужой устав нам не по нраву. Если на продолжении этой паузы экономический рост будет пристойным, а часть "нефтяной ренты" перепадет населению, тогда и беспокоиться особо элите по этому поводу не стоит. Тем более что она туда (на Запад) уже интегрировалась - и недвижимостью, и офшорами, и детьми, отправленными на учебу. Так даже спокойней - когда Россию "в целом" в Европу не принимают и на безвизовый въезд не идут...
Ну а о том, чтобы кого-то "догнать и перегнать" (в союзе с Западом или вне), в обозримой перспективе и разговора нет. Мировой мастерской, подобной Китаю, Россия стать объективно не может, частью постиндустриального общества без поддержки последнего - тоже. Так что будем по-прежнему оставаться "переходной экономикой". С весьма низким уровнем жизни все сокращающегося населения. Зато с растущей долей ВВП, идущей на борьбу с терроризмом и расширением НАТО, охрану национальной территории и ее природных кладовых.
В общем, останемся по большому счету бедной, но зато "державной" страной. С ракетами. С нашей закомплексованной гордостью. Не "своей" - ни для Запада, ни для Востока. А значит, уязвимой для угроз с любой стороны.